пости личности и посредством* чего человек выражает идеологию, взгляды, эмоциональные реакции, он является причиной социальных действий. Кроме того, личностный интерес обусловливает своеобразный переход о г объективного к субъективному. Он приближает к человеку объективный мир, который приобретает для него особую ценность (Г.Е. Глезерман [341 , А.Г. Здравомыслов [48], В.Г. Нестеров [97]) и др. В исихолого-педагогической литературе проблему интереса исследовали многие современные ученые: Ю.К. Бабанский [8], В.Б. Бондаревский [17, 18], Л.С. Выготский [28], Л.А. Гордон [36], Б.И. Додоиов [401 , А.К. Дусавицкий [42, 43], H.H. Дьяченко [44], А.Г. Ковалёв [63], В.А. Крутецкий [66, 74], С.Е. Матушкин [84], Н.Г. Морозова [92], В.Н. Мясищев [94], A.B. Петровский [110], С.Л. Рубинштейн [122, 123], Г.И. Щукина [160, .161], Д.Б. Эльконин [165] и другие. Заметим, что данный феномен одни учёные рассматривают как направленность личности (Л.А. Гордон, П.И. Иванов, В.А. Крутсцкий, A.Н. Леонтьев, С.Е. Матушкин); другие видят в интересе мотив (A.B. Летровскищ M.F. Ярошевский); третьи рассматривают интерес как эмоционально окрашенное внимание (С.Л. Рубинштейн); ряд учёных сходятся в том, что интерес —это отношение личности к определённому предмету (С.Ф. Егоров, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалёв, С.Е. Матушкин, Н.Г. Морозова, B.Н. Мясищев и др.); немало учёных связывают интерес с потребностями личности (Б.И. Додонов, В.Н. Тугаринов и др.). В контексте нашего исследования представляется-значимым определение «интереса», данного С.Е. Матушкиным. Он понимает интерес как * «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную, как правило, с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельности» [84, с. 87]. Однако большинство психологов и педагогов объединяет то, что они понимают «интерес» не как врождённое свойство и неизменное качество 16 |
рес как выражение «стремления, имеющего основания в человеческой природе, которая развивается только в условиях социальной конкуренции» [Там же]. Данный подход указывает на необходимость реализации важнейших социальных интересов в выявлении объективной человеческой деятельности и активности. В развитии теории интереса имели значение труды Г.Гегеля, который вслед за И. Кантом подчеркивал необходимость не сводить интерес к грубой чувственности и естественной природе человека. Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому, осуществляется еще и нечто такое, что скрыто содержится в них, но не осознавалось ими и не входило в их намерения» [28, с. 281]. Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и это «нечто» связано с мировым разумом, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие интересов. Французские материалисты ХУ1Н века К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предприняли попытку объяснить с помощью интереса общественную жизнь. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» [29, с. 34]. Иной подход к понятию «интерес» мы наблюдаем в социологии. Так, социологическими исследованиями доказано, что интерес является одной из форм общественной направленности личности и посредством него человек выражает идеологию, взгляды, эмоциональные реакции, он является причиной социальных действий. Кроме того, личностный интерес обусловливает своеобразный переход об объективного к субъективному. Он приближает к человеку объективный мир, который приобретает для него особую ценность (Г.Е. Глезерман [30], А.Г. Здравомыслов [50], В.Г. Нестеров [103]) и др.. Отсюда вытекает необходимость развития интересов у людей различных соци альных и возрастных групп, что переходит в область психологопедагогических наук. В психолого-педагогической литературе проблему интереса исследовали многие современные ученые: Ю.К. Бабанский [10], В.Б. Бондаревский [17, 18], Л.С. Выготский [26], Л.А. Гордон [33], Б.И. Додонов [41], А.К. Дусавицкий [42, 43], H.H. Дьяченко [44], А.Г. Ковалев [66], В.А. Крутецкий [72], А.Н. Леонтьев [80], С.Е. Матушкин [89], Н.Г. Морозова [98], В.Н. Мясищев [100], A.B. Петровский [108], С.Л. Рубинштейн [129, 130], Г.И. Щукина [170, 171], Д.Б. Эльконин [174], М.Г. Ярошевский [108] и другие Заметим, что данный феномен одни ученые рассматривают как направленность личности (Л.А. Гордон, П.И. Иванов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Е. Матушкин); другие видят в интересе мотив (A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский); третьи рассматривают интерес как эмоционально окрашенное внимание (С.Л.Рубинштейн); ряд ученых сходятся на том, что интерес это отношение личности к определенному предмету (С.Ф. Егоров, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, С.Е. Матушкин, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев и др.); немало ученых связывают интерес с потребностями личности (Б.И. Додонов, В.Н. Тугаринов и др.). С нашей точки зрения, наиболее полная характеристика интереса нашла отражение в определении, данном С.Е. Матушкиным, который понимает интерес как «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную, как правило, с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [89, с. 87]. Разное понимание сущности интереса приводит к многообразию его классификаций. Мы принимаем идеи вышеперечисленных ученых и выделяем следующие классификационные признаки и виды интересов, представленные на рис. 1. Различные подходы к классификации интересов имеют существенное познавательной значение, поскольку дают возможность определить этапы его |