1. Последствия принятых решений рассматриваются гипотетически, умозрительно, как возможные. 2. Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условиях отсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной, групповой роли. 3. Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов и т. п. 4. Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, по которой в общем виде предстоит принять решение. 5. Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежит конечный результат, т.е. само решение. 6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создается следующими средствами: соревнованием групп по достижению цели; неполнотой информации об объекте; оцениванием деятельности обучаемых; несоответствием ресурсов и цели. При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры для выработки и принятия решения. Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения: нетрадиционный для участников игры подход к обучению; коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условия для воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников другна друга); возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т.е. «исправиться» без моральных потерь для обучаемого; возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников. К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся: возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли; обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации; выполнение психологических 104 |
включать упражнения по обучению монологическим высказываниям, коммуникативная цель которых – убедить партнера по общению в своей правоте, согласиться либо не согласиться с ним, обосновав свою точку зрения. Общение в ходе игры является в значительной степени неподготовленным и требует быстрой речевой реакции: включения в диалог или высказываний в монологической форме. Поэтому уже усвоенные ранее речевые образцы должны гибко использоваться в новой ситуации. Потребностью участников игры может быть вызвана и активизация пассивно усвоенной лексики или речевых образцов. Таким образом участники игры расширяют сферу своей речевой деятельности. В процессе деловой игры существенное значение приобретают следующие общеметодические положения. 1. Наличие модели социально-экономической системы. Принятое обучаемыми решение не воздействует на модель системы, не изменяет ее состояние, т. е. обучаемые не имеют сведений о последствиях принятых ими решений. Эти последствия рассматриваются гипотетически, умозрительно, как возможные. 2. Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условиях отсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной, групповой роли. 3. Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов и т. п. 4. Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, по которой в общем виде предстоит принять решение. 5. Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежит конечный результат, т. е. само решение. 6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создается следующими средствами: • соревнованием групп по достижению цели; • неполнотой информации об объекте; • оцениванием деятельности обучаемых; • несоответствием ресурсов и цели. При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры для выработки и принятия решения. Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения: • нетрадиционный для участников игры подход к обучению; • коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условия для воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников друг на друга); • возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т. е. «исправиться» без моральных потерь для обучаемого; • возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников. К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся: • возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли; • обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации; • выполнение психологических требований по подбору игровых групп, распределению ролей с учетом личностных особенностей участников и др. Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются: |