ловой игре также может быть различным. Следует отмстить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так и оценивание вклада каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого метода обучения. Роли в игре определяются преподавателем (ведущим) разработчиком игры в соответствии с се учебными целями. Кроме того, в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделирования имитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организации игры: роли арбитров, членов жюри (судей), оппонентов, в том числе тайных, и т.п. Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические). В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов. За основу оценивания можно взять эффективность сформированного участниками игры решения; межгрупповое взаимодействие участников деловых игр; взаимодействие участников внутри игровых групп; личностные качества участников деловых игр. Более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников: эрудированность и принципиальность; умение аргументировать и отстаивать свои решения; умение использовать необходимую науч106 |
1) реализация ситуации выбора. Это средство предполагает три компонента: • наличие более одного варианта; • вера участника в возможность для него выбирать любой вариант; • возможность для участника добавить вариант. Если хоть один из первых двух компонентов отсутствует, ситуации выбора нет и принятие решения невозможно. Наличие альтернативы сразу же переводит деловую игру в другое качество – тренинг. Третий компонент позволяет принимающему решение проявить свои творческие способности; 2) несоответствие между ресурсами и целью; 3) соревновательный характер деятельности игровых групп; 4) противодействие руководства игры замыслам играющих; 5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объект игрового моделирования в процессе игры; 6) процедурные средства воздействия на участников, если они в своей деятельности отклоняются от предписанных им речевых целей (функциональных и игровых). Такими средствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии с принятой системой оценивания. Роли в деловой игре При обучении основам речевой коммуникации могут использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента студентов, степени их языковой подготовки и ряда других факторов. Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются: • структурой игры; • определенными функциональными обязанностями лиц, в роли которых выступают участники игры; • установленными правилами игры и методикой ее проведения; • принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников. Причем в деловых играх допускаются роли любого уровня – от специалиста до руководителя министерства или ведомства. Возможно групповое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов (это объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, тоже не имеющего реального аналога). Количество действующих лиц в деловой игре также может быть различным. Следует отметить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так и оценивание вклада (речи) каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого метода обучения. С другой стороны, в некоторых методических разработках по проведению деловых игр предусмотрены и директор, и главный бухгалтер, и главный инженер, и экономист и т. д., однако по сути функциональные обязанности указанных ролей идентичны. Все различие состоит лишь в том, кто какую фразу должен произнести по заранее расписанному сценарию в определенный момент. Роли в игре определяются преподавателем – разработчиком игры в соответствии с ее учебными целями. Кроме того, по мнению специалиста в этой области Л.Г. Вишняковой, в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделирования имитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организации игры: роли арбитров, членов жюри (судей), оппонентов, в том числе тайных, и т. п. Вместе с тем следует учитывать мнение А.А. Леонтьева и Г.А. Китайгородской о том, что ролевое общение эффективно в системе обучения лишь в постоянном взаимодействии с личностным общением. Причем переход от ролевого к личностному общению означает переход учащегося от учебно-коммуникативной к реально-коммуникативной деятельности, хотя в дальнейшем эта деятельность может осуществляться также в ролевых формах. Система оценивания игры Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические). В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов. Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? За основу можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать: 1. Эффективность сформированного участниками игры решения. При этом принимается во внимание: • представление решений к заданному сроку (при соблюдении сроков участник получает, скажем, 10 баллов, а за каждые 3 мин. просрочки с суммы поощрения снимается по баллу); • использование при выработке решений рекомендуемых (обязательных) приемов, способов, методов; • наличие в принятых игровыми группами решениях элементов новизны, оригинальности, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью; • учет ограничений, оговоренных при описании объекта игрового моделирования; • рациональность принятого решения; • наличие и количество ошибок в решении. Конечно же, перечни возможных ошибок и цены соответствующих штрафов могут существенно отличаться в разных деловых играх, так как определяются спецификой и целью их проведения; • корректировка решений игровыми группами до начала их обсуждения, доработки, исправления ошибок по указанию руководителя игры; • техническая грамотность оформления решений. 2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр. Здесь как считают авторы методики, целесообразно оценивать: • быстроту принятия решений (рекомендуется поощрять игровые группы, первыми представившие решения); • количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами; • аргументированность при защите собственных решений; • «займы», т. е. обращения к другим игровым группам за дополнительной информацией, а также аналогичную «помощь» другим группам по их запросам; • согласование обобщенного (итогового) решения; • итоги соревновательной деятельности одноименных расчетов (или отдельных участников, выступающих в одинаковых ролях). 3. Взаимодействие участников внутри игровых групп. Платонов и Подиновский отмечают следующие формы внутригруппового взаимодействия, подлежащие оцениванию: • «внутренние» поощрения, т. е. уже упоминавшиеся поощрения участников групп за предложение различных решений; • различные виды «внутренних» займов (в пределах одной игровой группы) техники, материальных средств и личного состава; • начисление премий и штрафов соответственно за выполнение к заданному сроку (досрочно) и невыполнение запланированных работ также в пределах одной игровой группы; • взаимодействие звеньев игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении. 4. Личностные качества участников деловых игр. Проанализировав известные им деловые игры, авторы данной системы оценивания пришли к выводу, что более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников: • эрудированность и принципиальность; • умение аргументировать и отстаивать свои решения; • умение использовать необходимую научную литературу, справочные материалы и нормативные документы; • склонность к риску; • честность, добросовестность, инициативность и исполнительность. При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать также культуру речи, коммуникабельность, соблюдение речевого этикета. Кроме того, из приведенных выше аспектов следует выбирать лишь те, которые могут проявиться в конкретной деловой игре наиболее ярко. Сопровождение деловой игры Под сопровождением деловой игры в данном случае понимаются пакет документации, методические разработки, технические средства, компьютерная техника и т. д., без чего эффективность игры будет неполной, а в ряде случаев игра вообще может не состояться. Рекомендуемый перечень документации для деловой игры по русскому языку приводится Л.Г. Вишняковой и представляет собой следующую таблицу. К материально-техническому обеспечению игры относятся не только технические средства обучения, но и оборудование аудитории или помещения, в котором проводится игра. Что касается материалов по изучаемой проблеме, то к ним следует отнести систему предыгровых упражнений, подготавливающих участников к будущей игре. Анализ хода и результатов игры По окончании деловой игры необходим анализ ее хода и полученных результатов. Участники игры должны знать, какая из групп показала лучшие результаты и сколько баллов набрал каждый участник. Анализ проводится преподавателем, который осуществлял деловую игру. В соответствии с рекомендациями специалиста по игровому моделированию А.Л. Лившиц, разбор деловой игры следует начинать с общих учебных целей. Далее, если это представляется целесообразным, руководитель анализирует те основные теоретические производственно-экономические положения, которые связаны с решениями и действиями участников игры. Затем в хронологической последовательности рассматриваются решения участников, вскрываются их ошибки. При этом важно не только выявить ошибку, но и показать, как следовало действовать. Здесь же объявляются стимулирующие оценки: поощрения, премии, начисленные баллы, принятые зачеты и др. В результате разбора главных положений у обучающихся должно сложиться четкое |