Проверяемый текст
А.Г. Грецов «Тренинг общения для подростков» (впервые издана в 2005)
[стр. 112]

Стадии подготовки и проведения ролевой игры.
Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга.
Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.
Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки.
Последние могут содержать указание на то, кто
такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа.
Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия.
Не рекомендуется также
описывать взгляды игрока или его чувства это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».
Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у
подростков сопротивление.
Зачастую целесообразен постеленный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.
Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим.
Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая.

Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20-30), ведущий отсчитывает это число от любого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца».
Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.
112
[стр. 18]

экзамене.
Игры-провокации.
В таких играх участники намеренно ставятся в затруднительные ситуации, а от них требуется сохранять невозмутимость и демонстрировать уверенное поведение.
Игры направлены на тренировку навыков саморегуляции.
...
Нескольким добровольцам предлагается взять на себя роли «йогов, погруженных в медитацию», сесть в «позу лотоса» и сохранять отрешенность и невозмутимость, что бы ни происходило вокруг, но не закрывая и не опуская глаза.
Задача остальных участников – вывести их из этого состояния, делая все что угодно, но без физического прикосновения к ним.
Проводится соревнование: кто из «йогов» сумеет дольше сохранить невозмутимость.
Игры со свободным сюжетом.
В этих играх участники получают определенную социальную или профессиональную роль без дальнейшей конкретизации связанных с ней действий, знакомятся с кратким описанием игровой ситуации.
Дальше игра развивается спонтанно, в соответствии с их стереотипными представлениями о том, как обычно действуют представители такой роли.
Такие игры позволяют, помимо демонстрации социальных стереотипов, раскрепостить участников, повысить уровень спонтанности их поведения.
...
Участникам предлагается представить, что они приехали в другой город, где им необходимо поселиться в отель.
А там, в связи с проведением конференции, все места забронированы для юристов/ психологов/спортсменов и т.
п.
(могут называться различные специальности, стереотипные представления о которых необходимо прояснить).
Задача играющих – убедительно продемонстрировать администрации отеля (обычно эту роль берет на себя ведущий, приглашая в помощники еще двух-трех участников), что они представители именно тех специальностей, для которых забронированы места.
При проведении ролевых игр целесообразно руководствоваться следующей последовательностью действий.
Описание ролей, задействованных в игре.
Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки.
Последние могут содержать указание на то, кто
этот персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа.
Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия.
Не рекомендуется также
излагать взгляды игрока или его чувства – это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».
Ввод в ситуацию ролевой игры.
Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у
участников сопротивление.
Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминку (см.
главу «Подвижные игры»).
Выбор участников, распределение ролей.
Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим.
Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая.

[Back]