Проверяемый текст
А.Г. Грецов «Тренинг общения для подростков» (впервые издана в 2005)
[стр. 113]

Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.
Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра.
На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно
более целесообразно сделать это при подведении итогов.
Собственно осуществление ролевой игры.
Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована
«аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей) или же разыгрываться параллельно сразу в нескольких микрогруппах.
Ведущий по ходу игры выполняе т одну или несколько из следующих функций:
контроль за соблюдением правил и временных рамок игры; разъяснение неправильно понятых указаний; наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры; iipn необходимости дальнейший инструктаж; участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения.
Обсуждение игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «рефлексия»).
На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы.
Это очень
важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру.
Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:
установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре); анализ причин поведения; планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).
Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками.
Во многих случаях ценность ролевых игр заключена
в их содержании «проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков.
Однако довольно часто
содержательная сторона ролевой игры сама тю себе ценности не представляет.
В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет ин113
[стр. 19]

Вариант с полностью добровольным распределением ролей самый простой для ведущего, однако в большинстве случаев он неоптимальный, поскольку приводит к тому, что все игры монополизируются несколькими самыми активными подростками, а пассивные вообще ни в чем не участвуют.
Инструктирование.
Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.
Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра.
На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно
более целесообразно сделать это при подведении итогов.
Собственно осуществление ролевой игры.
Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована
как «аквариум» (несколько человек разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей), или же разыгрываться параллельносразу в нескольких микрогруппах.
Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:
контроль за соблюдением правил и временных рамок игры; ♦ разъяснение неправильно понятых указаний; ♦ наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры; ♦ при необходимости – дальнейший инструктаж.
Иногда ведущий и сам участвует в игре.
Но к этому следует подходить с осторожностью, так как такая ситуация может привести к снижению активности участников и невозможности для ведущего эффективно выполнять другие свои функции.
В то же время самим участникам обычно более комфортно, если ведущий играет вместе с ними, а не находится в позиции внешнего наблюдателя.
Прежде чем переходить к следующей стадии, ведущему нужно четко обозначить момент окончания игры и выхода из ролей.
Не следует допускать ситуации, когда некоторые участники уже прекратили игру и обсуждают ее «со стороны», а некоторые так и не вышли из своих ролей и продолжают говорить от их лица.
Обсуждение игры.
На данной стадии участникам следует, оставив роли, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы.
Это очень
важно, и зачастую целесообразно отвести на такую стадию в два-три раза больше времени, чем на саму игру.
Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:
1.
Установление фактов: констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре.

2.
Анализ мотивов поведения, обсуждение возникавших в ходе игры эмоций.
3.
Выяснение того, как полученный опыт может быть использован в жизни, проведение параллелей между игрой и действительностью.
В простых, коротких играх обсуждение обычно представлено не всеми тремя этапами, а организуется более компактно, концентрируясь вокруг вопросов о том, какой новый опыт получили участники и в каких реальных жизненных ситуациях он применим.
В основу ролевой игры может быть положена почти любая ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для подростков и принципиально воспроизводима с учетом пространственно-временных ограничений тренингового занятия.
Даже не столь важно, какая именно ситуация обусловливает игру; более значимо то, как выстроен сюжет, насколько ясно и четко даны инструкции, качественно ли организовано обсуждение.
Если в ролевой игре воспроизводятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, подобная работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом.
Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения методикой проведения тренингов.
Во многих случаях ценность ролевых игр заключена
именно в их содержании – «проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков.
Однако довольно часто
эта сторона ролевой игры сама по себе ценности не представляет, а иной раз

[Back]