Проверяемый текст
Карнаухов, Владимир Анатольевич; Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2003)
[стр. 24]

близком к современному.
Впрочем, имеется мнение, что автором термина «социализация» является французский социолог Г.
Тард.
Па Западе исследованием проблемы социализации ученые занимаются более длительный период ( Дж.Х.
Аллантайн, О.Г.
Брим-младший, У.

БроифеиБреннер, Э.
Дюркгейм, Ч.Х.
Кули, М.
Мид, Т.
Парсонс, И.
Таллмен, Э.
Эриксон и др).
Зарубежные исследователи тяготеют к двум основным подходам, утверждая: индивид пассивен в процессе социализации, а сама социализация формирует
адаптируемого к обществу индивида в соответствии со своей культурой; индивид активен в процессе социализации и в процессе адаптации к обществу изменяет себя и свои жизненные обстоятельства.

К представителям первого подхода можно отнести французского социолога Эмиля Дюркгейма и американского психолога Толкотта Парсонса.
Э.
Дюркгейм
отмечал: «Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности.
Воспитание устанавливает и подкрепляет эту7однородность,
фиксируя у ребёнка с самого начала существенные характеристики, требуемые коллективной жизнью».
Э.
Дюркгейм стоял на позиции безоговорочного признания за обществом приоритета перед человеком в процессе социализации и пассивности индивида в этом процессе.

Одним из первых вопреки существующему мнению он разводит понятия социализации и воспитания [125].
Для него воспитание не столько «давление социальной среды, общества, стремящегося сформировать ребенка (человека) по своему образцу и имеющего своими представителями и посредниками родителей и учит елей, сколько целенаправленный процесс.
Воспитание состоит в целенаправленной социализации молодого поколения» [125, с.
17-1 В].
Э.
Дюркгейм выдвинул идею о социализации личности с помощью языка.
«С помощью языка мы наследуем многовековой опыт, содержащийся в системе понятий.
Таким образом, посредством этого и многих других феноменов «коллективное воздействие...
создает в каждом из нас новое существо» [125, с.
20-21].
В процессе социализации «индшзид, приобщаясь к обществу, приобщается к самому себе [125, с.
22].
Социализацию он рассматривает на самых раз24
[стр. 5]

ребёнка практически не используются по причине неразработанности содержания, методов и форм деятельности, отвечающих требованиям сложившейся в стране ситуации.
Научная разработанность проблемы.
Проблема социализации личности относится к числу традиционных и наиболее значимых в педагогике.
Фундаментальных, монографических исследований по этому вопросу крайне мало.
Исторический аспект проблемы освещается, как правило, в концептуальных разработках учёных как иллюстрация исторической преемственности научно-практических идей.
На Западе эта проблема изучается более длительный период, чем в России.
Ею в разное время и с разными результатами занимались Дж.
X.
Аллантайн, О.
Г.
Брим, У.
Бронфен-Бреннер, Ф.Г.
Гиддинг, Р.
Гоулд, Э.
Дюркгейм, Л.
Колберг, Ч.
X.
Кули, Дж.Г.
Мид, М.
Мид, Э.
Мак Нейл, Дж.
У.
Огбю, Т.
Парсонс, Ж.
Пиаже, И.
Таллмен, Г.
Тард, У.
И.
Томас, Р.
Дж.
Хэвитхерст, Э.
Эриксон и другие.
Зарубежные исследователи тяготеют к двум основным подходам, утверждая: индивид пассивен в процессе социализации, а сама социализация формирует адаптируемого к обществу индивида в соответствии со своей культурой
(Э.
Дюркгейм и Т.
Парсон); индивид активен в процессе социализации и в процессе адаптации к обществу изменяет себя и свои жизненные обстоятельства (Ч.Х.
Кули, Дж.
Мид).
В отечественной науке сложилась принципиально иная по сравнению с западной позиция в отношении социализации личности, суть которой состоит в том, что ребёнок в процессе социализации выступает не только объектом, пассивно воспринимающим общественный опыт, но, прежде всего, субъектом своей собственной социализации, действующим избирательно и усваивающим богатства человеческой практики и отношений.
Основоположником теории социализации в России является видный учёный-педагог П.Ф.
Каптерев.
Труды русских религиозных философов

[стр.,31]

исследования эффективны, говорит включение понятия и процесса социализации в новую ''Концепцию воспитания учащейся молодёжи», разработанную в 90-х годах (А.А.
Бодалев, В.А.
Караковский, З.А.
Малькова, Л.И.
Новикова и др.).
В "Концепции...” признается целостность человека как личности, для формирования которой необходимо взаимодействие процессов социализации, воспитания, саморазвития, при этом воспитание рассматривается как часть процесса социализации.
Авторы "Концепции воспитания учащейся молодёжи" под социализацией понимают двусторонний процесс: "С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, а с другой в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт" [28, с.
12].
Есть и другие подходы к процессу социализации.
В частности, Л.П.
Буева считает, что "понятие "социализация" ...
означает процесс социального становления человеческого индивида, формирование его социальной сущности" [35, с.
125].
Говоря о концептуальных разработках процесса социализации философов, социологов, психологов и педагогов, необходимо отметить, что на Западе эта проблема изучается болсс длительный период.
Эго такие исследователи, как Дж.Х.
Аллантайн, О.Г.
Брим-младший, У.

БронфенБрсшгер, Ч.Х.
Кули, М.
Мид, Т.
Парсонс, И.
Таллмен, Э.
Эриксон и др.
Зарубежные исследователи тяготеют к двум основным подходам, утверждая: индивид пассивен в процессе социализации, а сама социализация формирует
адагггируемого к обществу индивида н соответствии со своей культурой; индивид активен в процессе социалзации и в процессе адаптации к обществу изменяет себя и свои жизненные обстоятельства.


[стр.,32]

К представителям первого подхода можно отнести французского социолога Эмиля Дюркгейма и американского психолога Толкотта Парсонса.
Э.
Дюркгейм,
исследуя отношения человека и общества, пришёл к выводу о необходимости решения вопроса социализации.
Он отмечал: "Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности.
Воспитание устанавливает и подкрепляет эту
однородность, фиксируя у ребёнка с самого начала существенные характеристики, требуемые коллективной жизнью".
Э.
Дюркгейм стоял на позиции безоговорочного признания за обществом приоритета перед человеком в процессе социализации и пассивности индивида в этом процессе.

Теоретические положения Э.
Дюркгейма легли в основу теории функционирования общества и были продолжены Т.
Парсонсом, обосновавшим механизмы процессов интеграции человека в социальную систему.
Т.Парсонс определял социализацию как "интернализацию культуры общества, в которой ребенок родился”, как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит, путём "вбирания" общих ценностей в процессе общения со значимыми другими.
Исходя из этой установки, Т.
Парсонс сформулировал двуединую задачу социализации сформировать у вступающих в общество "новичков” чувство лояльности и чувство преданности по отношению к системе.
Именно Т.
Парсонсу принадлежит мысль о том, что в процессе социализации у социализируемого появляется чувство неполноценности, потому что исполнение им роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации: в свою очередь это влияет на собствсттую самооценку, которая может оказаться весьма невысокой.
Формы неполноценности самые разные: отклоняющееся поведение; создание компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появление контркультур, отвергающих самосовершенствование.
ъг

[Back]