Проверяемый текст
Карнаухов, Владимир Анатольевич; Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2003)
[стр. 25]

ных уровнях: государственном, семейном, коммуникативном, образовательном.
На каждом из них общество реализует определенные ресурсы «приспособления ребенка к социальной среде» [125, с.
20].
Теоретические положения Э.
Дюркгейма легли в основу теории функционирования общества и были продолжены Т.
Парсонсом, обосновавшим механизмы процессов интеграции человека в социальную систему.
Т, П арсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в которой
ребёнок родился», как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит, путём «вбирания» общих ценностей в процессе общ ения со значимыми другими.
Т.
Парсонс, Р.
М ертон, П.
Смелзер и другие представители структурного функционализма считают основой социализации интериоризацию (как усвоение принятых в обществе норм, ценностей, моральных кодов) и экстериоризацию (как введение в социум новых форм и способов жизнедеятельности посредством создания новых культурных образцов, ценное гей) [316, с.
11].
В основе социализации, по их мнению, лежит генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению.
Данный подход оказал влияние и был принят такими исследователями социализации, как Дж.
X.
Баллантайн, Э.
М ак
Иейл, Дж.
Огбю, Р.
Дж.
Хэвитхерст [184, 195].
Другой подход теоретически обосновали и развивали американские учёные: Ч.Х.
Кули, У.И.
Томас, Ф.
Знанецкий, Дж.
Г.
Мид.
Ч.
Кули основополагающей идеей своей теории считал идею о том, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
В ходе
взаихмодействий человек создаёт своё «зеркальное Я», состоящее из трех элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют на то, что видят; как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Упрощенно процесс социализации, по
Ч.
Кули, можно описать так: индивид, общаясь в малых
lpynnax, где характерны доверительные межличностные отношения, как бы смотрит в зеркала, отражающие его «Я», в итоге «зеркальное Я» помогает индивиду увидеть 25
[стр. 32]

К представителям первого подхода можно отнести французского социолога Эмиля Дюркгейма и американского психолога Толкотта Парсонса.
Э.
Дюркгейм, исследуя отношения человека и общества, пришёл к выводу о необходимости решения вопроса социализации.
Он отмечал: "Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности.
Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребёнка с самого начала существенные характеристики, требуемые коллективной жизнью".
Э.
Дюркгейм стоял на позиции безоговорочного признания за обществом приоритета перед человеком в процессе социализации и пассивности индивида в этом процессе.
Теоретические положения Э.
Дюркгейма легли в основу теории функционирования общества и были продолжены Т.
Парсонсом, обосновавшим механизмы процессов интеграции человека в социальную систему.
Т.Парсонс определял социализацию как "интернализацию культуры общества, в которой
ребенок родился”, как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит, путём "вбирания" общих ценностей в процессе общения со значимыми другими.
Исходя из этой установки, Т.
Парсонс сформулировал двуединую задачу социализации сформировать у вступающих в общество "новичков” чувство лояльности и чувство преданности по отношению к системе.
Именно Т.
Парсонсу принадлежит мысль о том, что в процессе социализации у социализируемого появляется чувство неполноценности, потому что исполнение им роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации: в свою очередь это влияет на собствсттую самооценку, которая может оказаться весьма невысокой.
Формы неполноценности самые разные: отклоняющееся поведение; создание компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появление контркультур, отвергающих самосовершенствование.
ъг

[стр.,33]

Данный подход оказал влияние и был принят такими исследователями социализации, как Дж.
X.
Баллантайн, Э.
Мак
Нейл, Дж.
Огбю, Р.
Дж.
Хэвитхерст [105, 115].
Другой подход теоретически обосновали и развивали американские учёные: Ч.Х.
Кули, У.И.
Томас, Ф.
Знанецкий, Дж.
Г.
Мид.
Ч.
Кули основополагающей идеей своей теории считал идею о том, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
В ходе
взаимодействий человек создаёт свое "зеркальное Я", состоящее из трёх элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют на то, что видят; как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Упрощенно процесс социализации, по
Кули, можно описать так: индивид, общаясь в малых группах, где характерны доверительные межличностные отношения, как бы смотрит в зеркала, отражающие его "Я", в итоге "зеркальное Я" помогает индивиду увидеть себя со стороны, провести самооценку, сформировать в себе потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, формируется собственное человеческое "Я", причём в процессе интсракций субъективное "Я" стабилизируется, вырабатывается чувство самоконтроля, усваиваются нормы и ценности малой группы.
Джордж Мид, как и Ч.
Кули, считал, что "Я" это продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми [151].
"Личность формируется на трёх различных стадиях: имитация, игровая стадия, стадия коллективных игр.
В игре ребёнок научается принимать на себя роли других людей и понимать (принимать) установки социальной группы.
Ведущим условием формирования собственного "Я" служит способность индивида принимать на себя роль "обобщённого другого" (некий обобщенный образ коллективных требований и установок к данному индивиду).
Установка "обобщешгаго другого" это установка всей общности, через "обобщенного другого" общество влияет на поведение индивида, осуществляет контроль над

[Back]