ных норм, ценностей, образцов и пр. Они практически не анализируют важнейшее звено в процессе «социальную ситуацию развития» (условия, механизмы, которые соединяют развитие индивида и развитие общества). Поэтому все многообразие их подходов к определению понятия «социализация» можно свести к процессу адаптации личности к среде, к окружающим условиям, сама же личность выступает как объект воздействия различных социальных сил. В России о социализации заговорили несколько позже: в самом конце 19 века, причём в рамках экономической науки (социализация земли). Социализация личности связана с преодолением ею инфантилизма и вхождением в гражданское общество. Блистательный российский хирург и выдающийся мыслитель-педагог середины XIX века Н.И. Пирогов подчеркивал: «Первоначально у воспитанника должно сложиться целостное миропонимание: не спешите с прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку... и у вас будут негоцианты и моряки, и юристы, а главное у вас будут люди и граждане» [294, с. 37]. Социализация многофакторный процесс, который подробно исследуется в социальной педагогике. Ее принято рассматривать с позиции действия социально-психологических механизмов: идентификации, адаптации, аккультурации, аккомодации, интериоризации, трансляции и других. В различные периоды исторического развития общества и социализация меняла свои виды, формы, содержание. Процесс эволюции социализации наиболее рельефно просматривается в историческом развитии России XX в., особенно после революций 1905 и 1917 г.г. Начало XX столетия в России характеризуется значительными изменениями не только в политической и экономической сферах. Значительно раздвинуты рамки социализации, вызвав поиск иных форм социальной адаптации как взрослых, так и детей. Появились новые модели социализации, предлагавшие новые подходы построения связей семьи, общества, школы и государства, отражающие идеологию революционного времени. В отечественной педагогике термин «социализация» связан с именем видного российского педагога П.Ф. Каптерева. В своём фундаментальном ис30 |
ГЛАВА 1, Теоретические основы социализации личности в учреждении дополнительного образования детей. 1Л. Историко-педагогический анализ проблемы социализации личности в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Процесс социализации, его изучение и разработка вызывают сегодня большой интерес учёных и практиков. Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов и педагогов. Необходимо сразу отмстить, что фундаментальных, монографических исследований по этому вопросу крайне мало. Исторический аспект проблемы освещается, как правило, в концептуальных разработках учёных как иллюстрация исторической преемственности научно-практических идей [8,34, 54,95,108, 112, 154,219]. Социализация (от лат. socialis общественный) развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.’ Термин "социализация" заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гидцингс в книге "Теория социализации” (1887) употребил его в значении, близком к современному. Впрочем, имеется мнение, что автором термина "социализация” является французский социолог Г, 'Гард. В России о социализации заговорили несколько позже: в самом конце 19 в., причём в рамках экономической науки (социализация земли). С большой долей уверенности можно говорить о том, что в отечественной педагогике термин "социализация" связан с именем видного российского педагога П.Ф.Каптерева. В своём фундаментальном исследовании "История русской педагогики1 1(1915) * Педагогический энциклопедический словарь: На\чное ичжпельстно "Большая Российская энциклопедия". М. 2002. -С . 266-267. общества и социализация меняла свои виды, формы, содержание. Процесс эволюции социализации наиболее рельефно просматривается в историческом развитии России XX в., особенно после революций 1905 и 1917 г.г. Начало XX столетия в России характеризуется значительными изменениями не только в политической и экономической сферах. Значительно раздвинуты рамки социализации, вызвав поиск иных форм социальной адаптации как взрослых, так и детей. Появились новые модели социализации, предлагавшие новые подходы построения связей семьи, общества, школы и государства, отражающие идеологию революционного времени. По-новому предлагают решить проблемы социализации не только идеологи революции, но и философы, педагоги. Господствующая идеология утверждала, что человек мог стать свободным лишь в том случае, когда он овладеет средствами производства. Невозможность овладения и обладания средствами производства сделала ’’нового" человека нссосгоятсльным и несамостоятельным, а в конечном счете не способным ни к самоуправлению, ни к самореализации. Реально речь могла идти только об одном —об утрате личностью индивидуальности, о растворении её в массе подобных воспроизводимых системой и ’’собираемых" расплодившимися различными "видами" воспитания по типу конвейерного производства. Не внутренние стимулы думать, поступать по собственному разумению сообразно собственным знаниям, а внешние, сверху спускаемые "повеления" —думать и действовать в ciporo и заранее определённых свыше рамках и границах подчинения внешне принудительным нормам социального поведения, устанавливаемым независимо от человека и выступающим для него в качестве авторитарного регулятора своего содержания и форм жизнедеятельности, это было главное. Сбылось то, на что ещё в начале 20-х годов уповали идеологи Пролеткульта, которые определяли индивидуальность как вшггик в системе грандиозной машины СССР. К концу 30-х годов это "винтикообразование" стало своеобразным синергетическим итогом, "гармонизировавшим" два они запрещают определенное поведение или подавляют его. Они надолго западают в душу и, по сути дела, являются социализирующими механизмами. Автор убедительно доказывает, что на социализацию оказывают влияние классовые, расовые, этнические и культурные различия. Несмотря на это, социализация «несколько напоминает выстрел по движущейся мишени», который не всегда попадает в цель. Дети оказывают сопротивление взрослым и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Обобщая разработки зарубежных ученых о социализации, можно сделать некоторые выво;1ы. Экспериментальные исследования не всегда подтверждают положения данных концепций. Например, находясь на одной и той же стадии социализации, дети могут вести себя по-разному в сходных ситуациях (Колберг). В некоторых случаях западные ученые упрощают понимание социализации, рассматривая ее не как сложный структурированный и целостный процесс, а как сумму изолированных друг от друга явлений присвоения норм и ценностей общества [277, 278, 281]. Многие исследователи при определении социализации исходят из понимания ее пассивной сущности адаптации, присвоения социальных норм, ценностей, образцов и пр. Они практически не анализируют важнейшее звено в процессе "социальную ситуацию развития" (условия, механизмы, которые соединяют развитие индивида и развитие общества). Поэтому вес многообразие их подходов к определению понятия "социализация” можно свести к процессу адаптации личности к среде, к окружающим условиям, сама же личность выступает как объект воздействия различных социальных сил. В 80-90-е годы прошлого столетия проблемы социализации становятся объектом изучения отечественных философов, социологов, психологов, этнографов, педагогов [5, II, 17,21, 28, 72, 99, 111, 112, 122, 151, 154, 203, 243, 266]. ?9 |