Сущность процесса социализации В.А. Сухомлинский понимал так: «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребёнок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности учёные называют социализацией» [356, т. 3, с. 474]. И далее выдающийся педагог поддерживает необходимость активности самой личности в процессе социализации: «Сели человек ощущает своё участие в жизни общества, в его развитии, он создаёт не только материальные ценности для людей он создаёт и самого себя» [356, т. 4, с, 452]. Таким образом, суть процесса социализации, по Сухомлинскому, заключается во взаимодействии ребёнка с окружающим мирОхМ, я мерой социальности личности является совокупность динамических взаимосвязей с действительностью. Заслуга учёного-педагога в возвращении к общечеловеческим ценностям, идее создания необходимых условий в семье для более эффективной социализации ребёнка. Важно в практической работе В.А. Сухомлинского и то, что он не исключал степень воздействия факторов социализации на ребёнка, и в этом случае необязательно, что самое сильное влияние на пего может оказать школа [там же, с. 116]. В 60-80-е годы школа перестаёт претендовать на приоритет в процессе социализации ребёнка. Вместе с тем она выполняет идеологические установки и социальный заказ тоталитарного государства: запрещает исповедовать религиозные взгляды, требует от родителей отчёта о воспитании детей на собраниях трудовых коллективов, в комиссиях по делам несовершеннолетних. В это время росло число разводов, увеличивалось количество детей-преступников, резко падал интерес к школе. Положение дел с включением учащихся в жизнь страны накануне перестройки было настолько кризисным, что правительство вынуждено было принять решение о реформировании школы. Коренные изменения в политической и экономической жизни страны только подчёркивают жизненную 36 |
Сущность процесса социализации В.Л. Сухомлинский понимал так: "Общественная сущность человека проявляется в его отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частиц}' мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребёнок включается в общество, становится его аденом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности учёные называют социализацией" [225, т.З, с.474]. И далее выдающийся педагог поддерживает необходимость активности самой личности в процессе социализации: "Если человек ощущает своё участие в жизни общества, в его развитии, он создаёт не только материальные ценности для людей он создаёт и самого себя" [75, т.4, с.452]. Таким образом, суть процесса социализации, по Сухомлинскому, заключается во взаимодействии ребенка с окружающим миром, и мерой социальности личности является совокупность динамических взаимосвязей с действительностью. Важно в практической работе В.А. Сухомлинского и то, что он не исключал степетгь воздействия факторов социализации на ребёнка, и в этом случае необязательно, что самое сильное влияние на него может оказать школа [75, т.4, с.116]. Заслуга учёного-педагога в возвращении к общечеловеческим ценностям, идее создания необходимых условий в ссмьс для болсс эффективной социализации ребёнка. В 60-80-е годы школа перестаёт претендовать на приоритет в процессе социализации ребёнка. Вместе с тем она выполняет идеологические установки и социальный заказ тоталитарного государства: запрещает исповедовать религиозные взгляды, требует от родителей отчёта о воспитании детей на собраниях трудовых коллективов, в комиссиях по делам несовершеннолетних. В это время росло число разводов, увеличивалось количество детейпреступпиков, резко падал интерес к школе. Положение дел с включением учащихся в жизнь страны накануне перестройки было настолько кризисным, что правительство вынуждено было принять решение о реформировании школы. Коренные изменения в политической и экономической жизни страны только подчёркивают жизненную необходимость перемен в социальной сфере. Это связано с поиском новых путей, повышающих эффективность процесса социализации ребёнка в детских общественных организациях, выбором основополагающих идей, лежащих в основе этого процесса. Анализ проблемы социализации в постреволюционный период (до 80-х годов) показывает, что назрела острая необходимость кардинальных перемен. Деперсонализация личности, насаждение ценностей псевдокультуры и псевдоколлсктивизма, манипулирование растущим человеком должны уступить место социализации, внедрению ценностей общечеловеческой культуры, гуманистического воспитания, реализующего цель подготовки человека к разносторонней деятельности на основе свободного творческого устремления. Социально-экономческие преобразования в стране раздвинули рамки социализации и изменили представления о ней, вызвав к жизни поиск новых форм социальной адаптации детей и взрослых в условиях свободы выбора профессии, предпринимательства, частной собственности. В сложившихся условиях бесспорным инвариантом деятельности детских объединений должно было стать содействие социализации и социальной адаптации ее участников к формирующимся в обществе рыночной экономике, рыночным отношениям. По сути, начала разрабатывается новая теория социализации личности, наметились подходы к разрешению проблемы социализации ребёнка в практической деятельности образовательных учреждений. Можно сказать, что сложилась отечественная междисциплинарная школа социализации, представителями которой являются Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков, И.И. Фришман и др. [34, 35, 51, 53, 108, 112, 153, 154, 174, 197, 198]. О том, что эта школа авторитетна, а ес |