риодизация Я.И. Гилинского основывается на принципе трудовой деятельности и включает четыре этапа: 1) период ранней социализации (дошкольное развитие ребенка); 2) период обучения (основной вид деятельности учеба, сочетающаяся с трудом и общением); 3) период социальной зрелости (активная трудовая и общественная деятельность); 4) период старения (с момента окончания активной творческой деятельности)». С точки зрения автора «процесс социализации связан не только с формированием молодого человека, а проходит через всю его жизнь» [87, с.44-45]. Н.В. Андреенкова, наоборот, считает, что процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций. Ее концепция социализации охватывает три основных этапа: 1) первичная социализация (социализация ребенка); 2) промежуточная социализация (социализация подростка); 3) устойчивая целостная социализация (период перехода от юности к зрелости). Далее, по ее мнению, идет этап развития уже социализированной зрелой молодежи [11]. Профессор Б.З. Вульфов [79, 80, 81] предлагает идею единства трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания саморазвития, «которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека» [81, с. 124]. С одной стороны социализация это весь поток внешних влияний (природных, социальных, психологических). С этой точки зрения естественный «социализатор» вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало явно отрицательных (инфляция, мафия, глубокое расслоение общества, безработица, наркомания, преступность). Другая сторона социализации внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Воспитание, вторая «вершина» педагогического треугольника, в отличие от преимущественно стихийной социализации, чаще всего целенаправленно. Сегодня системе воспи |
самостоятельный процесс, существенно отличающийся от первого. "Во-первых, она опирается на большой жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Во-вторых, по своим масштабам и глубине воздействия па личность, ес субъективный мир вторичная социализация не имеет такого воздействия, как первичная, в процессе которой происходит формирование личности. В-третьих, психологические последствия ресоциализации гораздо скромнее. Она не оказывает существенного воздействия на характер индивида, его мотивационную структуру, ценностные ориентации. Эти компоненты сформировались рапсе, поэтому у социально зрелой личности лишь модифицируются, В отличие от первичной социализации ресоциализация не оказывает решающего влияния па форм ирование личности" [107, с. 104-301 ]. В данном контексте показательны два типа периодизации, предложенные Я.И. Гилинским и Н.В. Андреенковой. Периодизация Я.И. Гилинского основывается на принципе трудовой деятельности и включает четыре этапа: 1) период ранней социализации (дошкольное развитие ребенка); 2) период обучения (основной вид деятельности учеба, сочетающаяся с трудом и общением); 3) период социальной зрелости (активная трудовая и общественная деятельность); 4) период старения (с момента окончания активной творческой деятельности)». С точки зрения автора "процесс социализации не связан только с формированием молодого человека, а проходит через всю его жизнь" [57, с.44-45]. Н.В. Андреенкова, наоборот, считает, что процесс социализации продолжается ire всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций. Ее концепция социализации охватывает три основных этапа: 1) первичная социализация (социализация ребенка); 2) промежуточная социализация (социализация подростка); 3) устойчивая целостная социализация (период перехода от юности к зрелости). Далее, по ее мнению, идет этап развития уже социализированной зрелой молодежи (7]. Профессор Б.3.Вульфов [51, 52, 53] предлагает идею единства трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания саморазвития, "которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека". С одной стороны социализация это весь поток внешних влияний (природных, социальных, психологических). С этой точки зрения естественный "социализатор" вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало явно т р и нагельных (инфляция, мафия, глубокое расслоение общества, безработица, наркомания, преступность). Другая сторона социализации внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Воспитание, вторая "вершина1 1педагогического треугольника, в отличие от преимущественно стихийной социализации, чаще всего целенаправленно. Сегодня системе воспитания, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров прошлого, приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации. Вульфов делает вывод о том, что позитивная связь между двугчя "вершинами" треугольника разрушена. Третья "вершина" саморазвитие желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием, т.е. также являются глубоко проблемными. Среди факторов социализации ученый особое внимание обращает на компании, организации, ассоциации самих детей: "Любые детские объединения удовлетворяют потребность ребят в общении со сверстниками и старшими как |