тания, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров прошлого, приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации. Вульфов делает вывод о том, что позитивная связь между двумя «вершинами» треугольника разрушена. Третья «вершина» саморазвитие желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием, т.е. также являются глубоко проблемными. Среди факторов социализации ученый особое внимание обращает па компании, организации, ассоциации самих детей: «Любые детские объединения удовлетворяют потребность ребят в общении со сверстниками и старшими как одну из базовых духовных потребностей растущего человека в пространстве для самопроявления и самоутверждения». Драматические последствия совершенной политиками от педагогики ликвидации пионерии и комсомола, последствия и для детей, и для семьи, и для школы, и для общества очевидны. «Утрачены многие институты социализации детей, и это положение необходимо изменять» [87, с.23]. М 3. Ильчиков и Б.А. Смирнов, авторы монографии «Социология воспитания» [153] утверждают, что «социализация это объективный общественный процесс и, следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата». Механизмы социализации связаны с деятельностью социальных институтов (семья, образовательные учреждения, детские организации и т.п.), а также специальных средств социального влияния и контроля (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и т.п.). Воспитание выступает механизмом социализации личности, именно поэтому недопустимо отождествление понятий «воспитание» и «социализация». Необходимость появления воспитания в рамках социализации обусловлена, прежде всего, общественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им формировании и развитии личности. Воспитание это искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни тем обстоятельством, что стихийное 42 |
Далее, по ее мнению, идет этап развития уже социализированной зрелой молодежи (7]. Профессор Б.3.Вульфов [51, 52, 53] предлагает идею единства трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания саморазвития, "которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека". С одной стороны социализация это весь поток внешних влияний (природных, социальных, психологических). С этой точки зрения естественный "социализатор" вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало явно т р и нагельных (инфляция, мафия, глубокое расслоение общества, безработица, наркомания, преступность). Другая сторона социализации внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Воспитание, вторая "вершина1 1педагогического треугольника, в отличие от преимущественно стихийной социализации, чаще всего целенаправленно. Сегодня системе воспитания, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров прошлого, приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации. Вульфов делает вывод о том, что позитивная связь между двугчя "вершинами" треугольника разрушена. Третья "вершина" саморазвитие желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием, т.е. также являются глубоко проблемными. Среди факторов социализации ученый особое внимание обращает на компании, организации, ассоциации самих детей: "Любые детские объединения удовлетворяют потребность ребят в общении со сверстниками и старшими как одну из базовых духовных потребностей растущего человека в пространстве для самопроявлсния и самоутверждения". Драматические последствия совершенной политиками от педагогики ликвидации пионерии и комсомола, лоследсгвия и для детей, и дня семьи, и для школы, и для общества очевидны. "Утрачены многие институты социализации детей, и это положение необходимо изменять" [53, с.23]. Авторы монографии "Социология воспитания." М.З. Ильчиков и Б.А. Смирнов [94] утверждают, что социализация — это объективный общественный процесс и, следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата. Содержанием процесса социализации является весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе посредством приобщения индивида ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность. Механизмы социализации связаны с деятельностью социальных институтов (семья, образовательные учреждения, детские организации и т.п.), а также специальных средств социального влияния и контроля (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и т.п.). Воспитание выступает механизмом социализации личности, именно поэтому недопустимо отождествление понятий "воспитание" и "социализация". Необходимость появления воспитания в рамках социапизации обусловлена, прежде всего, общественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им формировании и развитии личности. Воспитание это искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни тем обстоятельством, что стихийное воздействие социальных условий (макрои микросреды) не в состоянии обеспечить формирование личности и согласование личностных и общественных интересов. Очень важен такой специфический механизм социализации, как воспитание, имеющий целью нейтрализацию или ослабление воздействий на личность, не отвечающих целям формирования определенного условия. Воспитание в данном случае выступает как механизм социализации личности, искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни тем обстоятельством, что стихийное воздействие социальных условий не в состоянии обеспечить формирование личности и согласование личностных и общественных интересов [94]. Процесс социализации личности в учреждении дополнительного образования динамическая система, способная выполнять социально обусловленные функции [70, 71]. Однако общество заинтересованно в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования данного процесса как целостного явления. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному процессу социализации личности в УДО присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие [70, с. 40]. Говоря о целевом компоненте процесса социализации личности в УДО, мы имеем ввиду не конкретные цели и задачи социализации личности (ибо процесс социализации складывается как из преднамеренных, целенаправленных, так и стихийных воздействий), а скорее реализацию социальной функции УДО: социальную адаптацию, социальную автономизацию личности, освоение ею различных социальных ролей (невозможную, впрочем, без реализации других функций УДО: образовательной, досуговой, рекреативной и т.д.), способствующей достижению такого уровня развития человека, когда он может успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание процесса социализации, обусловливающее весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе посредством приобщения индивида ко всем элементам |