Проверяемый текст
Карнаухов, Владимир Анатольевич; Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2003)
[стр. 45]

Взгляды В.Т.
Лисовского, предложившего концепцию
социапизашшювентизации, отличаются новизной и оригинальностью (226].
«Социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий.
Такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключило бы прогресс, движение вперед.
Нужно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество.
Это своеобразный процесс омоложения, противодействующий инерции, застою».
Известный болгарский социолог П.
Митев назвал его «ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения
[258, с.
29].
Таким образом, по теории В.Т.
Лисовского, включение молодежи в общественную жизнь носит
двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи.
Однако ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство, различные формы отклоняющегося поведения, альтернативные движения.
Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к
обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.
Поэтому главным качеством социализации автор называет социальную активность, а под содержанием социализации он понимает выработку соответствующих социальных позиций личности.
В.Т.
Лисовский выделил следующие факторы, влияющие на социализацию человека, которые стали общепринятыми в педагогике, психологии и социологии: семья; обучение в школе; средства массовой информации; труд; организации
[226, с.
69].
Профессор С.Г.
Вершловский в своей концепции социализации личности ребенка
[66, 227] отмечает, что изменения, происходящие в нашей жизни, влияют па цели и содержание деятельности институтов социализации, а проти45
[стр. 47]

инициативности, незакомплексованное™ (в противовес степени приспособленчества, конформизма), проявляющимся в реализации социального в индивидуальном, что обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества.
Реализация концепции возможна только в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно: "...
растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации [241, с.67-80].
Новизной и оригинальностью отличаются взгляды В.Т.
Лисовского, предложившего концепцию
социализации-ювентизации.
"Социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий.
Такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключило бы прогресс, движение вперед.
Нужно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество.
Это своеобразный процесс омоложения, противодействующий инерции, застою.
Известный болгарский социолог П.
Митев назвал его "ювентизацией", что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения
[152, с.29].
Таким образом, по теории В.Т.
Лисовского, включение молодежи в общественную жизнь носит
двусторотгий характер: социализация как форма принятая общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи.
Однако ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство, различные формы отклоняющегося поведения, альтернативные движения.
Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к


[стр.,48]

обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.
Поэтому главным качеством социализации автор называет социальную активность, а под содержанием социализации он понимает выработку соответствующих социальных позиций личности.
В.Т.
Лисовский выделил следующие факторы, влияющие на социализацию человека, которые стали общепринятыми в педагогике, психологии и социологии: семья; обучение в школе; средства массовой информации; труд; организации
[129], [280].
Профессор С.Г.
Вершловский в своей концепции социализации личности ребенка
[130] отмечает, что изменения, происходящие в нашей жизни, влияют на цели и содержание деятельности институтов социализации, а противоречивость изменений делает процесс социализации неоднозначным.
Автор предлагает несколько моделей социализации личности: "стихийная" социализация; "внешкольная1 ’ социализация; "традиционная" социализация; "селекционная" социализация; "гуманистическая" социализация.
Рассматривая первую модель стихийной социализации, С.Г.
Вершловский отмечает, что в случае отторжения детей от семьи и школы процесс приобщения их к социальной жизни становится неуправляемым.
Катастрофическое сокращение бесплатных форм организации досуга детей и коммерциализация услуг делают внешкольную социализацию разновидностью стихийной.
При всех модификациях традиционная социализация была школоиентричной, предлагала организацию замкнутого воспитательного пространства, охватывающего "личность со всех сторон", не оставляющего возможностей для отключения от заданной формы и превращающего личность в пассивный продукт внешних воздействий, лишенный индивидуальности.
Селекционная социализация направлена на дифференциацию учащихся.
Специализированные школы, гимназии, лицеи проявляют антиуравнительные

[Back]