Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 100]

дит из внутреннего побуждения человека, сформировавшегося на его моральном чувстве ответственности за мирное событие в этнической сфере.
Показателем толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей.
При этом, отмечает Ю.М.
Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий не предлагает обязательного отказа от собственных суждений
[258].
То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога.
Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: следует относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Очевидно, что человек с нормальной психикой будет относиться к себе и положительно, и требовательно.
Но следует помнить, что толерантность как позитивное явление существует
до тех пор, пока не нарушается мера, что может привести к так называемой «преступной толерантности» (В.В.
Путин), пассивности, и
может выступать как оправдание многих негативных явлений общественной жизни.
Толерантность в сфере межнационального общения это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов.
Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.
Этническая толерантность акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, своей этнической идентичности
[258, с.
281].
Формирование этнотолерантности длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всего периода
становления личности и в какой-то мере в течение всей жизни.
Этот процесс идет под воздействием множества фактов, и решающим среди них является
воспитание.
Именно оно является главным общественным институтом, созданным для формирования и социализации личности, передачи новым поко
[стр. 210]

должна носить характер добровольного, индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.
Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон через убеждение, дискуссию и завоевание на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большего числа сторонников.
Толерантные установка и действие могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности, но в разных ситуациях.
Специфика толерантности заключается в том, что она исходит из внутреннего побуждения человека, сформировавшегося на его моральном чувстве ответственности за мирное событие в этнической сфере.
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей.
При этом, отмечает Ю.М.
Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений
[251, с.
281].
То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога.
Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: следует относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Очевидно, что человек с нормальной психикой будет относиться к себе и положительно, и требовательно.
Но следует помнить, что толерантность как позитивное явление существует
пока не нарушается мера, что может привести к так называемой «преступной, толерантности» (В.В.
Путин), пассивности, и
выступать как оправдание многих негативных явлений общественной жизни.
210

[стр.,211]

Беря за базу основные виды жизнедеятельности человека можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.д.
Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования, и, конечно, формами и способами его формирования.
Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнить, о каком именно виде идет речь.
При рассмотрении толерантности как основы, базовое положение мультикультурного образования, нас, прежде всего, интересует толерантность между различными этносами.
Толерантность в сфере межнационального общения это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов.
Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.
Этническая толерантность —акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, своей этнической идентичности
[251, с.
281].
При встрече с человеком другой культуры у человека возникает, как правило, несколько типов реакций на нее —неприятие, защита идеи собственного культурного превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, наконец, адаптация к новой культуре.
Первая реакция сугубо негативная, а потом дело может закончиться интеграцией человека в иную культуру.
Здесь возникает задача помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям.
Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена.
Такое усвоение может происходить разными путями, через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству, литературе, музыке и т.д.
Формирование этнотолерантности длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всего периода
211

[стр.,212]

становления личности и в какой-то мере в течение всей жизни.
Этот процесс идет под воздействием множества фактов, и решающим среди них является
образование.
Именно оно является главным общественным институтом, созданным для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям
накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счете, индивидуальное и коллективное поведение людей.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой,семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни.
Индивид является не только объектом воздействия общественных отношений, но и субъектом, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности.
Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения.
Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
Возникает вопрос: насколько нова проблема толерантности, появившаяся по некоторым источникам, прежде всего, как проблема веротерпимости в XIX веке? Исследуя его, мы пришли к выводу, что о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности люди догадывались с глубокой древности.
Ведь набор ценностей того или иного народа, как утверждают этнопедагоги, этносоциологи и этнопсихологи, примерно одинаков.
Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и русскому, и многим другим.
Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.
Интересно этот вопрос проследить на примере пословиц и поговорок: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская), «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (английская), «В какой народ при212

[Back]