• познавательное (рациональное, интеллектуальное) обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений; • эмоциональное (эмоционально-психологическое) развитие эмоционально-психологических характеристик; • поведенческое (волевое, деятельное) формирование сознательного, активного, деятельного субъекта межнационального общения. Во-вторых, понятие «культура межнационального взаимодействия» входит в более широкое понятие «мировоззренческая культура», образуя различные связи с его компонентами. Исходя из этого, системное представление культуры межнационального общения обуславливает подход к конструированию воспитательного процесса, способного разрушить стереотипы восприятия. В-третьих, очевидно, что формирование культуры межнационального взаимодействия учащихся невозможно без того, чтобы сам процесс не превратился в личную цель самого ученика. В-четвёртых, достижение максимальной открытости воспитательного этнокультурного пространства, которое строится как часть мирового, на взаимодействии и взаимообогащении этнокультур. Учебные планы школ и инновационных учебных заведений для национальных меньшинств должны включать предметы, которые отражают специфические для того или иного народа профессии: виноградарство, виноделие, бахчеводство, бортничество, оленеводство, национальная кухня, изготовление национальных музыкальных инструментов, домашней утвари, исполнение национальной музыки, создание национальных орнаментов, резьба по дереву и кости, чеканка и т.д. Пятоефункционирование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Формирование полноценного педагога для мультикультурной школы невозможно без его специальной мультикультурной подготовки. Анализ |
Для удовлетворения потребностей этнических меньшинств в области дошкольного образования необходимо: • расширить сеть педагогических училищ и колледжей для подготовки в них специалистов, способных осуществлять образование и воспитание на родном языке; • разработать учебные планы, которые бы обеспечивали изучение родных языков и культур; • выпускать игрушки, мультфильмы по сюжетам национального фольклора. Для удовлетворения образовательных потребностей этносов России в школьном образовании необходимо: • обновить концепцию возрождения и развития национальных школ, обосновав в ней социальные и этнопедагогические аспекты и оптимальные типы школ: этнокультурной и мультикультурной; • создать учебники по истории и национальной культуре всех народов России; • создать учебники для учащихся, которые не владеют или слабо владеют родным языком; • составить учебники и создать условия для русскоязычного населения, которое хотело бы изучать языки других народов России (особенно в республиках и автономных округах); • пересмотреть учебные планы этнокультурных школ, обращая больше внимания на предметы этнорегионального компонента. Одной из задач школ является, наряду с общим образованием, и развитие интеллектуального потенциала народа, обеспечивающее учащихся высокачественным образованием как основой для получения соответствующей специальности и последующей трудовой деятельности. Учебные планы школ и инновационных учебных заведений для национальных меньшинств должны включать предметы, которые отражают специфические для того или иного народа профессии: виноградарство, виноделие, бахчеводство, бортничество, оленеводство, национальная кухня, изготовле194 ние национальных музыкальных инструментов, домашней утвари, исполнение национальной музыки, создание национальных орнаментов, резьба по дереву и кости, чеканка и т.д. Примерное структурное содержание учебного плана основного и дополнительного образования средней школы отражено в Приложении (Схема 5). В педагогических училищах и колледжах, в культпросветучилищах и профессионально-технических училищах должно быть продолжено изучение родных языков и литератур с установкой на изучение профессиональных терминов, являющихся типичными для данной специальности. В этой части работы мы очертили основные подходы к развитию этнических систем образования. Что касается конкретных предложений для какого-либо определенного народа или этнической группы, то комплекс мер будет зависеть от его численности, социально-экономического развития и культурной ориентации. Но в любом случае первостепенное внимание Российского правительства должно быть направлено на возрождение национальных систем тех этносов, которые находятся на грани исчезновения. С мультикультурностью •как человеческим качеством не рождаются, она не заложена генетически. Ее надо воспитывать, и это длительный и сложный процесс. Мультикультурная личность это новый тип личности, чьи ориентации и взгляды на мир подразумевают, что он принимает жизненные образцы, отличающиеся от его собственных и психологически и социально готов принять различные культурные реальности. Такая личность будет интеллектуально и эмоционально привязана к основополагающему единству всех человеческих существ, при этом признавая, принимая и оценивая основные различия, которые лежат между людьми различных культур. Как результат мультикультурное образование должно обеспечить те потребности, которые провозглашены в концепции модернизации российского образования. В частности, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напря195 Мы считаем, что процесс формирования культуры межнационального взаимодействия должен состоять из следующих взаимосвязанных элементов. Во-первых, культура межнационального взаимодействия должна рассматриваться как интегральная характеристика, освещающая три основных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления педагогической деятельности: • познавательное (рациональное, интеллектуальное) обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений; • эмоциональное (эмоционально-психологическое) развитие эмоционально-психологических характеристик; • поведенческое (волевое, деятельное) формирование сознательного, активного, деятельного субъекта межнационального общения. Во-вторых, понятие «культура межнационального взаимодействия» входит в более широкое понятие «мировоззренческая культура», образуя различные связи с его компонентами. Исходя из этого, системное представление культуры межнационального общения обуславливает подход к. конструированию воспитательного процесса, способного разрушить стереотипы восприятия. В-третьих, очевидно, что формирование культуры межнационального взаимодействия учащихся невозможно без того, чтобы сам процесс не превратился в личную цель самого ученика. На практике педагогам постоянно приходится сталкиваться с отсутствием положительной мотивации к восприятию инонациональной среды или установкой на неприятие культуры других народов. Сочетание личностно и общественно значимых потребностей, интересов и мотивов возможно лишь при условии переориентирования внутренней позиции учащегося. Этот период может произойти только в процессе воспитательной деятельности. В-четвертых, воспитательная работа должна реализовывать следующие функции: • изучение учащихся, их индивидуальных особенностей путем наблюдений за характером складывающихся взаимодействий, за проявлением ими пози202 |