104 % V* вания» (см. Приложение 4). Средствами достижения поставленных целей и задач может служить кружковая работа, где ребята смогут участвовать в постановке и проведении национальных праздников, из имитационных игр узнают о правилах национальных приветствий и этикета. Одна из важных задач в школах и высших учебных заведениях это разумное сочетание в воспитании этнического, религиозного и общечеловеческого. Без такого подхода невозможно социально-философское осмысление национального и общечеловеческого в формировании духовнонравственного облика личности. А это требует усилий семьи, школы и общественных организаций в нравственном воспитании молодежи и учащихся, повышения культуры межнационального общения в многонациональных республиках. «Важно отметить, что не в одном этническом наследии нет самого минимального фонда, ориентирующего людей на межнациональные трения и конфликты» [350 с. 39]. Данная мысль отражена в народных пословицах: «Терпеливый гору съест (карачаевская)», «Торопливая вода до моря не дойдет (карачаевская)», «В терпении скрыто золото (осетинская)», «Терпение стан победы (чеченская)», «Бог терпел и нам велел» (русская). Душевность и любовь, толерантность и гармония чувств профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней любви и тела [350, с. 61]. Поэтому необходимо творчески использовать народный опыт в воспитании молодежи, учитывая современные изменения общественной жизни в российской действительности. /J* |
тивных и негативных качеств. Исходя из этого, намечаются цели, задачи и планирование предстоящей работы; • подготовка учащихся к педагогическому взаимодействию (осмысление сущности воспитательной деятельности через воздействие на национальное сознание учеников, освоение ими духовных общечеловеческих ценностей в области истории, культуры межнационального общения, углубление знаний, утверждение интернационалистических чувств и самостоятельных оценочных суждений, проявление воли) осуществляются не с помощью педагогических воздействий, а под влиянием взаимодействия и собственных усилий учащегося; • контроль, анализ и коррекция педагогических действий через направленное наблюдение за поведением учащихся в разнонациональной среде и выявление причин нетактичного отношения учащихся друг к другу; • совершенствование процесса воспитания (поиск новых и совершенствование традиционных методов, направленных на выявление более действенных приемов формирования навыков и умений межнационального взаимодействия). Средствами достижения поставленных целей и задач может служить кружковая работа, где ребята смогут участвовать в постановке и проведении национальных праздников, из имитационных игр узнают о правилах национальных приветствий и этикета. В рамках мультикультурного образования и в условиях полиэтничности эта задача очень емкая, она порождает массу вопросов: какие именно и какой национальности традиции необходимо знать, как максимально использовать их педагогический потенциал и т.д. Существуют различные точки зрения на содержание понятия «традиции». Одни считают, что социально-психологический механизм традиций связан с подражанием, другие что это исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение правила и порядки совместной жизни. 203 производятся попытки доказать это через смущение, привлечение к недостаткам условия жизни, образования и т.д. Дискриминация Объясняют свои ошибки, неудачи отдельными личностями или группами людей; выбирают жертву и всячески преследуют ее, устраивают бойкот, заставляют подчиняться большинству, отказаться от своего стиля поведения и Т.д. Отношение взаимодействующих друг к другу деликатно; каждый прислушивается к желаниям другого, может высказать свое мнение; отсутствуют «изгои» Отношение к национальной культуре Не желают знать, изучать культуру друг друга; смеются над психологическими особенностями, одеждой, стилем поведения с другими; портят вещи, одежду Стремление и четкая мотивация в изучении своей и других национальных культур; использование в обыденной жизни элементов культуры своей и чужой культуры; желание участвовать в праздниках различных национальностей Насилие Несправедливое исключение из коллектива, группы, непринятие в свои группы; угрозы, запугивания, драки, показ физического превосходства и т.д. Отсутствие любого вида подавления Отношение к вере Высмеивание веры, традиций, обрядов, ритуалов других народов Дается возможность, если есть желание, объяснять свои обычаи и веру, без насаждения с любой стороны Отношение между большинством и меньшинством Враждебное, настораживающее отношение между различными группами Во всех делах принимают участие все взаимодействующие Одна из главных задач в школах и высших учебных заведениях это разумное сочетание в воспитании этнического* религиозного и общечеловеческого. Без такого подхода невозможно социально-философское осмысление национального и общечеловеческого в формировании духовнонравственного облика личности. А это требует усилий семьи, школы и общественных организаций в нравственном воспитании молодежи и учащихся, повышения культуры межнационального общения в многонациональных республиках. «Важно отметить, что не в одном этническом наследии нет самого минимального фонда, ориентирующего людей на межнациональные трения и конфликты» [344, с. 39]. Сказанное отражено в народных пословицах: «Терпеливый гору съест (карачаевская)», «Торопливая вода до моря не 215 дойдет (карачаевская)», «В терпении скрыто золото (осетинская)», «Терпение стан победы (чеченская)», «Бог терпел и нам велел» (русская). Ненасилие и толерантность, наполненность любовью, следование принципам духовности, гармония чувств профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней любви и тела [344, с. 61]. Поэтому необходимо творчески использовать народный опыт в воспитании молодежи, учитывая современные изменения общественной жизни в российской действительности. Особый интерес представляет собой опыт воспитания во Франции и Австралии. Формированию культуры мира и межэтнического общения французской и австралийской школами уделяется особое место. Оно начинается с младшего школьного возраста и интегрируется в учебные программы. Достаточно эффективными являются такие воспитательные циклы, как: • «Жить вместе», где учащиеся рассматривают и анализируют реальные факты своего окружения; • «Эврестические классы», позволяющие школьникам интегрироваться в другие культуры через непосредственное включение в чужие семьи, познавая тем самым других, как самих себя [46, с. 54-55]. Формирование межнациональной толерантности должно строиться на общечеловеческих ценностях. Рассмотрим технологические аспекты этого процесса. Он должен основываться на многокультурных стратегиях обучения: • признавать, что миграция как перемещение людей из одного региона в другой (по собственному желанию, насильственная или вынужденная) имеет место во многих странах, что это постоянные процессы в человеческой истории, и современная миграция в России не является исключением, насколько бы она ни была иногда болезненна для ее граждан; • признавать, что предубеждения, в том числе и этнические, в той или иной степени присущи каждому индивиду. Признав это, важно осознать, что индивид не должен основывать свои действия, исходя из них. 216 |