венным средством является система специально разработанных креативных заданий, непосредственно нацеленных на формирование знаний, умений и навыков мультикультурной воспитанности. Изучение взаимоотношений между подростками различных национальностей в школе мы также проводили в ходе специальных наблюдений. В итоге было выявлено, что подростки, входившие в состав нашей выборки, обучающиеся в условиях многонациональной школы, выбирают друзей осознано. При этом их национальная принадлежность учитывается. Как правило, этнический принцип отбора друзей и приятелей распространен очень широко. У значительной части подростков (13,0 %) выбор друзей зависит в большей степени от ситуативных факторов (рядом живем, сидим за одной партой идр.). Язык общения между сверстниками в школе и дома русский. Конфликты на национальной основе у подростков из экспериментальной выборки встречаются довольно часто (по наблюдениям более 42,0 % детских конфликтов происходило в экспериментальных классах на национальной почве). Изучение природы этих конфликтов убеждает нас в том, что большая их часть спровоцирована положением в обществе, специфической деятельностью средств массовой информации, а также часто встречающимся в быту некорректным поведением взрослых (в первую очередь, родителей). Более 25,0 % подростков из нашей экспериментальной выборки посещают Дом творчества, различные кружки, клубы. При этом среди них только 17.0 % подростков занимаются народными песнями и танцами. Остальные 83.0 % подростков посещают учреждения дополнительного образования, где работа по изучению национальных традиций и народного искусства не ведется. Только 21,0 % подростков знают названия национальных игр, при этом никто не был знаком с их правилами. Изучение роли религии в воспитании детей, участвовавших в нашем исследовании, показало, что около 67,0 % детей с разной периодичностью посещают различные религиозные институты (церкви, мечети и др.) и вместе с родителями празднуют религиозные праздники. Остальные не участ |
этнических школ, выбор друга зависит в большей степени от ситуативных факторов (территориальных и др.). Язык общения между сверстниками русский (кроме сел, с компактным проживанием казахов). Возникновение детских конфликтов на национальной основе встречается довольно часто (по нашим наблюдениям, более 21 % детских конфликтов происходили в экспериментальных классах, на национальной почве, особенно в школах, расположенных вблизи рынков). Изучение их природы убеждает нас в том, что большая часть буквально спровоцирована деятельностью средств массовой информации и некорректным поведением взрослых (в первую очередь, родителей). Только 3 % от всего количества детей в экспериментальных классах на момент начала нашего исследования посещали кружки, клубы, где познаются национальные особенности культуры, традиций и т.д. Следует отметить, что в основном это те дети, родители которых принимают непосредственное участие в руководстве и деятельности общественных национальных обществ. Практически никто не был знаком с наиболее популярными национальными играми. Изучение роли религии в воспитании детей, участвовавших в исследовании, показало, что более 78 % детей с разной периодичностью посещают различные религиозные институты и вместе с родителями празднуют религиозные праздники. Только 35 % из общей выборки имеют возможность общения с взрослыми других национальностей. Опросы детей позволили сделать вывод о том, что практически никто из обследуемых детей не пытался выяснять у взрослых других национальностей особенности их культуры, традиций, обычаев. В ходе подготовки к формирующему этапу собственного исследования мы также определяли, насколько дети знакомы с собственной национальной культурой, какой стиль одежды они предпочитают, знают ли они свои национальные костюмы. На этом же этапе мы попытались выработать интерес к своему национальному костюму. Средством выполнения этой задачи было выбрано анкетирование. 251 их интересуют ситуации развития военных конфликтов (Чечня и др.). При этом попытки аналитических оценок ими предпринимаются крайне редко. Мальчиков больше интересует внешняя, поверхностная сторона конфликта, подробности военных действий, демонстрация возможностей военной техники; девочек более всего тревожат ситуации гибели людей и бытовая неустроенность жителей Чечни. Чтение литературы на национальном языке, по нашей выборке, характерно только для представителей русского этноса, при этом с литературой других этносов они практически незнакомы. Подростки-представители других этносов (в нашей выборке), как правило, с этой литературой общаются фрагментарно. Прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, занимает большее место в жизни подростка, однако, в отличие от младших школьников, подростки значительно больше времени уделяют не телевидению, а компьютерным играм. При этом наше исследование показало, что подростки мало интересуются специальными передачами об этнических проблемах. На национальных языках телепередачи смотрят лишь изредка, и только представители нерусских этносов. Изучение взаимоотношения между подростками различных национальностей в школе мы также проводили в ходе специальных наблюдений. В итоге было выявлено, что подростки, входившие в состав нашей выборки, обучающиеся в условиях многонациональной школы, выбирают друзей осознано. При этом их национальная принадлежность учитывается. Как правило, этнический принцип отбора друзей и приятелей распространен очень широко. У значительной части подростков (13 %) выбор друзей зависит в большей степени от ситуативных факторов (рядом живем, сидим за одной партой и др.). Язык общения между сверстниками в школе и дома русский. Конфликты на национальной основе у подростков из экспериментальной выборки встречаются довольно часто (по наблюдениям более 42 % детских конфликтов происходило в экспериментальных классах на национальной почве). Изучение природы этих конфликтов убеждает нас в том, что 275 большая их часть спровоцирована положением в обществе, специфической деятельностью средств массовой информации, а также часто встречающимся в быту некорректным поведением взрослых (в первую очередь, родителей). Более 25 % подростков из нашей экспериментальной выборки посещают Дом творчества, различные кружки, клубы. При этом среди них только 17 % подростков занимаются народными песнями и танцами. Остальные 83 % подростков посещают учреждения дополнительного образования, где не ведется работа по изучению национальных традиций и народного искусства. Только 21 % подростков знают названия национальных игр, при этом никто не был знаком с их правилами. Изучение роли религии в воспитании детей, участвовавших в нашем исследовании, показало, что около 67 % детей с разной периодичностью посещают различные, религиозные институты (церкви, мечети и др.) и вместе с родителями празднуют религиозные праздники. Остальные не участвуют в этом, но проявляют живой интерес к религии. Выражается это в готовности обсуждать религиозные проблемы, в самостоятельном чтении литературы (9% подростков сообщили о том, что самостоятельно читали религиозные книги).. Практически все подростки говорят, что имеют возможность общения с взрослыми других национальностей. При этом отмечают, что опыт этого общения преимущественно негативный. Наши опросы позволили сделать вывод о том, что практически никто из обследуемых детей не пытался выяснять у взрослых других национальностей особенности их культуры, традиций, обычаев. Особое направление нашей экспериментальной работы с подростками —определение уровня толерантности школьников и их эмоционального настроя на принятие национальной культуры своего и других этносов. С этой целью нами были определены основные качества, которыми должен обладать толерантный человек. К ним мы отнесли: знание культуры и обычаев своего народа, названий тех этносов, с которыми взаимодействует человек, элемен276 |