Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 129]

сить эффективность процесса реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании.
С учетом исходного уровня состояния общую цель второго этапа (содержательно-процессуального) мы представляем как упорядоченную систему следующих целей: • дать представление об этнокультуре своего народа; • сформировать положительное отношение к этнокультурам иных этноса; • способствовать принятию иных этнокультур.
Решение экспериментальных задач на этом этапе достигалось с помощью определенной последовательности педагогических средств, влияющих на формирование потребностно-мотивационной сферы учащейся молодежи.
Средствами достижения поставленной цели выступают: креативные технологии, создание и анализ проблемных педагогических ситуаций, проведение микроисследований, имитационные и ролевые игры.
Один из аспектов нашей работы был направлен на разрушение негативных стереотипов.
С одной стороны, негативные стереотипы характеризуют специфику
этнопедагогическои среды региона, с другой стороны, это существенно затрудняет ее объективное изучение.
Поэтому мы рекомендовали педагогам и
школьникам при обнаружении этих стереотипов проводить мероприятия, способствующие их разрушению (имеются в виду негативные стереотипы национального мышления).
Этому могут способствовать: встречи с представителями различных национальных общественных организаций, ролевые игры, раскрывающие значение тех или иных обрядов, обычаев, традиций различных народов.

Богатое и разнообразное народное прикладное искусство имеет широкое применение в
воспитательной деятельности.
Сохранение и развитие национальных традиций лежит в основе работы кружков декоративноприкладного творчества.

На содержательно-процессуальном этапе нашего исследования нами
[стр. 249]

реотипы представлений на обыденном уровне о свойствах культуры, чертах, присущих тому или иному народу, имеют оценочный характер, и соотносятся, как правило, с представлениями об особенностях своего народа, своей веры, культуры.
Национальное чувство «МЫ» всегда предполагает соотнесение, и в этом смысле происходит противопоставление своего «МЫ» чужому «ОНИ».
Вспоминая о том, что все познается в сравнении, необходимо понимать, что сравнение чаще носит субъективный характер, нежели объективный.
N С одной стороны, негативные стереотипы характеризуют специфику этнопедагогической среды региона, с другой стороны, это существенно затрудняет ее объективное изучение.
Поэтому мы рекомендовали педагогам и
студентам при обнаружении этих стереотипов проводить мероприятия, способствующие их разрушению (имеются в виду негативные стереотипы национального мышления).
Этому могут способствовать: встречи с представителями различных национальных общественных организаций, ролевые игры, раскрывающие значение тех или.
иных обрядов, обычаев, традиций различных народов.

В качестве примера, иллюстрирующего вышеизложенное, опишем часть своей деятельности с младшими школьниками.
После исследования по представленной выше схеме особенностей их этнопедагогической среды отрабатывались педагогические модели реорганизации их образовательной деятельности (учебной и внеучебной).
С помощью специальных методов оценивалась эффективность этих моделей.
Изучение этнопедагогической среды детей, участвовавших в экспериментальной работе, показало, что основные ее компоненты не только не содействуют решению задач мультикультурного воспитания, но, напротив, явно противодействуют этому.
Выявив эти компоненты, мы попытались преодолеть их в ходе формирующего этапа исследования.
Изучение семейно-бытовых условий развития детей, участвовавших в эксперименте, с учетом этнических особенностей места проживания показало более наглядно, что проблема, исследуемая нами, в высшей степени акту249

[стр.,254]

В пятом задании детям рассказывалось об особенностях украинского костюма.
Для большинства детей это было знакомство с новым национальным костюмом.
Как и в первом задании, перед ребятами стояла задача выявить разницу между молодежным и старинным украинскими костюмами.
В шестом задании перед детьми была поставлена задача изобразить украинский головной убор.
К сожалению, никто не смог справиться с ним.
Поэтому на следующем этапе нашей работы мы подробней остановимся на этой теме.
Седьмое задание нашей рабочей тетради было направлено на ознакомление детей с особенностями национального татарского костюма.
Перед ними стояла задача найти различие между костюмами знати и бедняков.
Главным различием дети назвали украшение и вышивку.
В восьмом задании для детей были нарисованы национальные татарские украшения.
Ребятам нужно было сопоставить старинные украшения и украшения наших дней.
В первую очередь дети выбрали серьги и колье.
В девятом, заключительном задании мы представили четыре различных народных костюма (русский, татарский, украинский и цыганский).
Дети должны были найти костюм той национальности, о которой мы не рассказали в своей рабочей тетради.
Они с легкостью справились с этим заданием, назвав лишним цыганский костюм.
Богатое и разнообразное народное прикладное искусство имеет широкое применение во
внешкольной деятельности.
Сохранение и развитие национальных традиций лежит в основе работы кружков декоративноприкладного творчества.

В изучении истории народа, его культуры большой интерес для детей представляет национальный костюм.
Одним из распространенных видов украшения одежды является вышивка.
Основой работы кружков по вышивке является изучение образов народного искусства, формирование у ребят умения понимать истинную красоту и художественную ценность народного прикладного искусства.
Работа педагогов с воспитанниками кружков художественной вышивки направлена на воспитание их твор254

[Back]