Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 14]

В эпоху Возрождения был расширен культурный диапазон содержания гуманистического образования, включающий, наряду с классическими культурами (древнегреческой и римской), изучение родных языков и культур и современных иностранных языков в реальных школах.
Например, программа «Панпедия», разработанная в XVI в.
Яном Амосом Коменским.
Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает «Панпедию» как программу универсального воспитания всего человеческого рода.
Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей
[327].
Пониманию сущности, целей, функций мультикультурного
воспитания помогают идеи Н.К.
Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.
Данилевского, Э.
Мейлера, А.
Тойнби, Ю.
Яковца) о целостности культурноисторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур.разных народов.

Особый интерес для понимания роли мультикультурного воспитания в становлении личности представляют идеи П.Ф.
Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике.
К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.
Каптерев относил язык, религию, быт.

Изучение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир.
Исследователь призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному.
По П.Ф.

Каптсреву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого
[стр. 64]

Анализ генезиса эволюции этой проблемы обнаруживает два полярных подхода.
Древний восток с его моноэтническими странами (Индия, Китай, Япония), с характерными для них политикой и установками закрытости общества, замкнутости религий, и монокультурным образованием.
Прямо противоположное развитие происходило в Древней Греции, где были распространены политеизм, философия всеобщности, микрои макрокосмоса человеческой природы, открытости мышления и школы, изучения универсальных законов развития природы, общества и человека.
Его крайние формы привели идеи человека как «гражданина мира».
Зарождение проблемы разноязычья и инокультуры образования в ее решении в истории образования впервые встречается в римской школе в принципе бикультурности, требующем, помимо латинского, еще глубокого изучения греческого языка и культуры.
Развитие, данного направления бикультурного образования продолжилось в Византийском государстве, посредством которого было распространено и воспринято в России.
Однако в средневековье эпоху в школах Ближнего Востока и Западной Европы реализуется религиозно-схоластическое содержание принципа бикультурности с приоритетом не на родных языках, а на общей универсальной платформе арабского или латинского языка и культуры в соответствии с доминирующей конфессией в регионе [208, с.
175-176].
В эпоху Возрождения был расширен культурный диапазон содержания гуманистического образования, включающий,.наряду с классическими культурами (древнегреческой и римской), изучение родных языков и культур и современных иностранных языков в реальных школах.
Например, программа «Панпедия», разработанная в XVI в.
Яном Амосом Коменским.
Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает «Панпедию» как программу универсального воспитания всего человеческого рода.
Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей
[192; с.
4].
64

[стр.,65]

Пониманию сущности, целей, функций мультикультурного образования помогают идеи Н.К.
Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.
Данилевского, Э.
Мейлера, А.
Тойнби, Ю.
Яковца) о целостности культурноисторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Большой интерес для понимания роли мультикультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.
Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике.
К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.
Каптерев относил язык, религию, быт.

Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир.
Исследователь призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному.
По П.Ф.

Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала.
В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [192, с.
4].
Важные выводы для обоснования мультикультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.
Выготского, в соответствии с которой, источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.
Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно65

[Back]