Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 140]

€ 140 т т 0 альных кружков, студий, детских клубов, обучающих детей народным ремеслам и национально-культурным традициям (танцы, обряды и др.).
На втором этапе в соответствии с поставленными задачами и целями мы разработали и апробировали систему внеклассных мероприятий, в ходе которых дети познакомились с
общечеловеческими и этническими ценностями.
В рамках этой работы мы провели цикл бесед по темам: 1.
Как не любить мне эту землю...
2.
Религии нашего края.
3.
Стать настоящим другом.
4.
Что в человеке самое главное.
5.
Совесть мерило нравственности.

Наиболее эффективным видом практического занятия, как показала многолетняя практика, является имитационная игра.
Каждая такая игра требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны слушателей.
Первый шаг
в проведении игры выбор темы.
Мы рекомендуем выбирать традиционные народные праздники тех этносов, представителями которых являются слушатели, а также соответствующие тому времени
года, в который проводятся занятия.
Так, например, это могут быть такие темы, как «Масленица» и «Курбан-Байрам» зимой, «Национальный свадебный обряд» осенью, «Еврейская пасха» весной.
Второй шаг выбор организационного комитета, в состав
которого входят сценаристы, режиссер и ассистенты.
Они подбирают этнографический материал, пишут сценарий, раздают роли и проводят репетиции.
Выбираются также эксперты, в задачи которых входит не только экспертиза этнографического, но и педагогического толка.
Эксперты анализируют каждый ритуальный обряд и обычай с точки зрения его педагогического потенциала,
то есть воспитательных и дидактических возможностей.
Следующий шаг
собственно проведение игры и ее обсуждение с участием экспертов.
[стр. 281]

Рис.
15.
Уровни сформированной этнотолерангности В итоге проведения первого этапа нашего эксперимента мы получили сведения, необходимые для дальнейшей работы, а также настроили детей на работу в этом направлении.
На втором этапе в соответствии с поставленными задачами и целями мы разработали и апробировали систему внеклассных мероприятий, в ходе которых дети познакомились с
такими общечеловеческими ценностями, как Родина, патриотизм, дружба.
В рамках этой работы мы провели цикл бесед по темам: 1.
Как не любить мне эту землю...
2.
Религии нашего края.
3.
Статьнастоящим другом.
4.
Что в человеке самое главное.
5.
Совесть мерило нравственности.

Особое место в ходе эксперимента мы отвели работе с понятийным аппаратом у школьников вырабатывалось умение вычленять признаки поня

[стр.,319]

туры и раскрыть культурологический подход в воспитании и обучении.
Только после этого можно переходить к рассмотрению вопроса предпосылки возникновения и становления этнопедагогики как культуры.
Второй, третий и четвертый блоки вопросов следует рассматривать как «ядро» курса.
Рассматривая подобные вопросы на лекциях, следует обратить внимание на ряд дефиниций, которые мы приведем ниже в алфавитном порядке: народная игра, культура, культура межнационального общения, культура этноса, культурная идентификация, ментальность, народная педагогика, народный идеал совершенного человека, национальное образование, национальное самосознание, обряд, общение, педагогический потенциал, религия, ритуал, самопознание, сознание, толерантность, межнациональная и межконфессиональная, традиция, ценность, этикет, этническая культура, этнопедагогика, этнопедагогическая среда, этнос.
В четвертом блоке целесообразно рассматривать частные этнопедагогики региона, в котором ведутся занятия.
Например, для Астраханской области это могут быть: русская этнопедагогика, казахская этнопедагогика, татарская этнопедагогика, калмыцкая этнопедагогика и другие, т.е.
те этносы, представители которых проживают в Астраханском регионе.
Это помогает рассматривать педагогические особенности воспитания у разных народов в системе.
Наряду с лекционными занятиями, мы предлагаем ввести семинарские и практические занятия, на которых должны не только рассматриваться вопросы теоретического плана, но и показывать, как на практике могут реализовываться этнопедагогические идеи.
Наиболее эффективным видом практического занятия, как показала многолетняя практика, является имитационная игра.
Каждая такая игра требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны слушателей.
Первый шаг
проведения игры это выбор темы.
Мы рекомендуем выбирать традиционные народные праздники тех этносов, представителями которых являются слушатели, а также соответствующие тому времени
году, в 319

[стр.,320]

который проводились занятия.
Так, например, это могут быть такие темы, как «Масленица» и «Курбан-Байрам» зимой, «Национальный свадебный обряд» осенью, «Еврейская пасха» весной.
Второй шаг выбор организационного комитета, в состав
которой входят сценаристы, режиссер и ассистенты.
Они подбирают этнографический материал, пишут сценарий, раздают роли и проводят репетиции.
Выбираются также эксперты, в задачи которых входит не только экспертиза этнографического, но и педагогического толка.
Эксперты анализируют каждый ритуальный обряд и обычай с точки зрения его педагогического потенциала,
т.е.
воспитательных и дидактических возможностей.
Следующий шаг
это собственно проведение игры и ее обсуждение с участием экспертов.
Такая работа не только дает возможность детально познакомиться с той или иной традицией, повышать интерес студентов к изучаемой теме, но и показывает педагогическую действенность народных традиций.
Проводя такого вида занятия, целесообразно в начале поставить перед студентами вопросы: • Почему возник тот или иной обычай? • К какому виду воздействия на личность относится действо? • На формирование каких человеческих качеств направлены те или иные ритуалы, обрядовые действия? • Какие ритуалы могут быть реально перенесены в настоящее время и что они помогут формировать или развивать у человека? Эти вопросы помогут этнопедагогическому анализу тех или иных традиций и обрядов.
Нами также практикуется такой вид работы, как составление своего генеалогического древа.
Студенты получают это задание на первых занятиях, а итоги подводим в конце курса.
За это время они успевают получить и теоретические знания по этнопедагогике и практические навыки.
Собирая крупицы истории своей семьи, студенты используют такие этнопедагогические ме320

[Back]