аналогии с реальной жизнью. Важно обсудить, возможна ли такая ситуация в жизни: ведь наука не стоит на месте и может действительно обнаружить те или иные признаки, которые предопределят принудительную специализацию членов общества уже в раннем возрасте. 2. Сильного накала страстей может и не быть. «Кареглазые» могут отреагировать на игровую ситуацию индифферентно. В этом случае необходимо показать всю абсурдность ситуации. Это достигается в ходе беседы, но возможно и продолжение игрового варианта. Он таков: на Землю неожиданно прибывает вторая делегация инопланетян (теперь уже из «другой галактики»), которая разоблачает «ненаучность» утверждений первой группы делегации и предлагает свой вариант. Теперь основной критерий не цвет глаз, а форма носа (размер ушей, цвет волос и т.п.). И в том и в другом случае следует подчеркнуть, что подобные «научные схемы» отнюдь не являются «инопланетными». Та или иная роль может навязываться индивидууму на вполне реальной и «земной» основе как вроде бы безобидной (астрология, гадания, тестирование), так и на весьма опасной (расовые, национальные и религиозные признаки). В целом урок прошел плодотворно. Ребята работали с увлечением, им очень понравилось участвовать в игре. Но были и трудности: на начальном этапе игры трудно было удержать внимание детей, олицетворяющих народ и судей, на выступающем. Однако впоследствии данная проблема была устранена преподавателем, задававшим вопросы, непредусмотренные в сценарии. Полученные результаты свидетельствуют о значимости и необходимости такой работы и помогают, на наш взгляд, решить весь комплекс современных целей обучения культуре межнационального взаимодействия. Нами также практиковался такой вид работы, как составление своего генеалогического древа. Первокурсники получают это задание на первых занятиях, а итоги подводим в конце курса. За это время они успевают получить и теоретические знания по этнопедагогике и практические навыки. Собирая |
который проводились занятия. Так, например, это могут быть такие темы, как «Масленица» и «Курбан-Байрам» зимой, «Национальный свадебный обряд» осенью, «Еврейская пасха» весной. Второй шаг выбор организационного комитета, в состав которой входят сценаристы, режиссер и ассистенты. Они подбирают этнографический материал, пишут сценарий, раздают роли и проводят репетиции. Выбираются также эксперты, в задачи которых входит не только экспертиза этнографического, но и педагогического толка. Эксперты анализируют каждый ритуальный обряд и обычай с точки зрения его педагогического потенциала, т.е. воспитательных и дидактических возможностей. Следующий шаг это собственно проведение игры и ее обсуждение с участием экспертов. Такая работа не только дает возможность детально познакомиться с той или иной традицией, повышать интерес студентов к изучаемой теме, но и показывает педагогическую действенность народных традиций. Проводя такого вида занятия, целесообразно в начале поставить перед студентами вопросы: • Почему возник тот или иной обычай? • К какому виду воздействия на личность относится действо? • На формирование каких человеческих качеств направлены те или иные ритуалы, обрядовые действия? • Какие ритуалы могут быть реально перенесены в настоящее время и что они помогут формировать или развивать у человека? Эти вопросы помогут этнопедагогическому анализу тех или иных традиций и обрядов. Нами также практикуется такой вид работы, как составление своего генеалогического древа. Студенты получают это задание на первых занятиях, а итоги подводим в конце курса. За это время они успевают получить и теоретические знания по этнопедагогике и практические навыки. Собирая крупицы истории своей семьи, студенты используют такие этнопедагогические ме320 |