крупицы истории своей семьи, студенты используют такие этнопедагогические методы, как беседа со старейшинами рода, семьи. Подводя итоги, каждый студент рассказывает и показывает графическое изображение своего генеалогического древа. На этом занятии целесообразно рассмотреть следующие вопросы: • представление о воспитании как едином процессе формирования личности; • особенности возрастных групп в народной педагогике; • инициации как педагогическое средство; • триада: «дед-сын-внук». Использование этнопедагогических методов для сохранения генеалогии современной семьи. А также дается задание для самостоятельной, подготовки: разработать этнопсихолого-педагогический анализ биографий дедов и внуков. Составить генеалогическое древо своей семьи. Нами проводилось обучение педагогов-психологов, социальных педагогов, школьных учителей работе по нашей программе с этой категорией учащихся. Были разработаны циклы специальных уроков («Урок толерантности», «Паутина предрассудков», «Кодекс толерантности» и др.) и оказана помощь в организации клубов для родителей (см. Приложение 2). С целью повышения положительной мотивации студентов к изучению этнокультур нами проводились социально-педагогические (имитационноролевые) игры. В них интегративно демонстрировались элементы федеральной, региональной и народной программ воспитания. В основе их были традиции различных народов. Так, нами была предложена имитационио-ролевая игра «Ногайский свадебный обряд», в конструировании которого мы использовали ногайский свадебный обряд. В ходе игры студенты знакомились с различными функциями участников данного обряда, выявляли его-этнические особенности и педагогическую значимость. |
ко выходит за рамки предмета данного исследования, мы не будем подробно на них останавливаться. Лишь назовем эти подпрограммы (направления):. • проведение специальных занятий со школьниками в гетерохронных по национальному составу группах. Группы численностью 12 человек, продолжительность занятий 40 часов. В основном решались проблемы отработки навыков общения на языках других народов, снимались коммуникативные барьеры, акцентировалось внимание на уровне развития толерантности участников; • программа работы с детьми беженцев. Она включала в себя ряд социально-психологических мероприятий, направленных на адаптацию детей беженцев к условиям современных общеобразовательных школ, а также специальные занятия с семьями, в которых воспитываются эти дети. Нами проводилось обучение педагогов-психологов, социальных педагогов, школьных учителей работе по нашей программе с этой категорией учащихся. Мы помогали в организации клубов для родителей этих детей. Эмпирический этап нашего исследования имел ряд особенностей, которые мы хотели бы специально отметить в этом параграфе. Первая особенность связана с общей структурой и организацией экспериментальной работы. Сама экспериментальная модель имела, и традиционные, и специфические компоненты, прямо вытекающие из специфики предмета исследования. В целом, эмпирическое исследование включало три основных, традиционных этапа. Первый «диагностический», в ходе которого проводился диагностический срез уровня сформированности этнической культуры у учащихся. Методическое вооружение, использовавшееся на данном этапе, мы уже частично описывали в параграфе, посвященном критериям, методам и методикам диагностики. В этой части работы мы подробно остановимся на содержательных и технологических аспектах проведенной диагностической работы. Второй этап (эмпирического исследования) условно назван «формирующим». В ходе него в образовательных учреждениях, участвовавших в 233 тоды, как беседа со старейшинами рода, семьи. Подводя итоги, каждый студент рассказывает и показывает графическое изображение своего генеалогического древа. На этом занятии целесообразно рассмотреть следующие вопросы: • Представление о воспитании как едином процессе формирования личности. • Особенности возрастных групп в народной педагогике. • Инициации как педагогическое средство. • Триада: «дед-сын-внук». Использование этнопедагогических методов для сохранения генеалогии современной семьи. А также дается задание для самостоятельной подготовки: 1. Разработать этнопсихолого-педагогический анализ биографий дедов и внуков. 2. Составить генеалогическое древо своей семьи. 3. Хорошо или плохо, когда отец ежедневно проверяет домашнее задание у ребенка? Мать? Подтвердите свой ответ результатами наблюдений или опытной работы. Выше отмечалось, что основной целью спецкурса «Этнопедагогические основы мультикультурного образования» является межнациональное согласие, поэтому мы считаем важным проведение диспута на тему: «Диалектика и гармония национального и общечеловеческого». Цель этого диспута: познакомить с возможностями эмоционального и рационального воздействия знаний об особенностях этноса на становление и развитие личности; развивать осмысленное отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Исходя из этой цели, следует обсудить следующие вопросы: общечеловеческие ценности в различных конфессиях и национальных культурах; этническое своеобразие различных национальных культур; идеал совершенного человека в представлении различных народов; соотношение национального и общечеловеческого в педагогическом процессе. При подготовке к этому занятию мы предлагаем студентам выполнить 321 должительность занятий 40 часов. В основном решались проблемы отработки навыков общения на языках других народов, снимались коммуникативные барьеры, акцентировалось внимание на уровне развития толерантности участников; • программа работы с детьми беженцев. Она включала в себя ряд социально-психологических мероприятий, направленных на адаптацию детей беженцев к условиям современных общеобразовательных школ, а также специальные занятия с семьями, в которых воспитываются эти дети. Нами проводилось обучение педагогов-психологов, социальных педагогов, школьных учителей работе по нашей программе с этой категорией учащихся. Мы помогали в организации клубов для родителей этих детей. Эмпирический этап нашего исследования имел ряд особенностей, которые мы хотели бы особо отметить. Первая особенность связана с общей структурой и организацией экспериментальной работы. Сама экспериментальная модель имела и традиционные, и специфические компоненты, прямо вытекающие из специфики предмета исследования. В целом, эмпирическое исследование включало три основных, традиционных этапа. Первый «диагностический», в ходе которого проводился диагностический срез уровня сформированное™ этнической культуры у учащихся. Методическое вооружение, использовавшееся на данном этапе, мы уже частично описывали в параграфе, посвященном критериям, методам и методикам диагностики. В этой части работы мы подробно остановимся на содержательных и технологических аспектах проведенной диагностической работы. Второй этап (эмпирического исследования) условно назван «формирующим». В ходе него в образовательных учреждениях, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, в соответствие с концепцией построения этнопедагогической модели мультикультурного образования были существенно изменены содержание, формы организации и методы образовательной деятельности. Переосмыслены традиционные взгляды и подходы, идущие вразрез с задачами мультикультурного образования. 345 |