Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 15]

идеала.
В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим»[245
с.321] Важные выводы для обоснования мультикультурного воспитания вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.
Выготского, в соответствии с которой, источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.
Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении)
культурно-исторического опыта.
Любая функция в культурном развитии ребенка, утверждал он, появляется на сцену дважды, в двух планах: вначале в социальном, затем психологическом.
Сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая.
Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции.
За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей
[87].
Принцип связи культуры и воспитания прослеживается у немецкого философа и педагога И.
Фихте, в начале XIX в.
увидевшего проблему национального образования в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре.
В первой:половине XX в.
русский педагог С.И.
Гессен подчеркивал, что
воспитание только тогда подлинно национально, когда оно удовлетворяет требованиям научности, художественности и нравственности (личной, этической и общечеловеческой).
Его подход состоял
в обеспечения в сфере образования единства двух процессов: воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом [245].
Множество определений культуры, которые варьируют в зависимости от их порождающего материала, множественность взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в определенной исторической одновременности и многомерности, позволяют квалифицировать современное обще
[стр. 65]

Пониманию сущности, целей, функций мультикультурного образования помогают идеи Н.К.
Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.
Данилевского, Э.
Мейлера, А.
Тойнби, Ю.
Яковца) о целостности культурноисторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.
Большой интерес для понимания роли мультикультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.
Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике.
К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.
Каптерев относил язык, религию, быт.
Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир.
Исследователь призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному.
По П.Ф.
Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала.
В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим»
[192, с.
4].
Важные выводы для обоснования мультикультурного
образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.
Выготского, в соответствии с которой, источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.
Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении)
культурно65

[стр.,66]

исторического опыта.
Всякая функция в культурном развитии ребенка, считал он, появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом психологическом.
Сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая.
Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции.
За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей
[85].
Принцип связи культуры и образования прослеживается у немецкого философа и педагога И.
Фихте, в начале XIX в.
увидевшего проблему национального образования вотношении народа к предстоящей ему внешней культуре.
В первой половине XX в.
русский педагог С.И.
Гессен, подчеркивал, что
образование только тогда подлинно национально, когда оно удовлетворяет требованиям научности, художественности и нравственности (личной, этической и общечеловеческой).
Его подход состоял
из обеспечения в образовании единства двух процессов: воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом [208, с.
176].
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что новое разноаспектное образование имеет исторические корни и эволюцию, оно социально психологически обусловлено, становится необходимым запросом в полиэтнических странах и фактором преодоления разобщенности народов и объединения их усилий на пути к общему прогрессу человечества.
Кроме того, созрела необходимость корректного обозначения и выявления сущности данного образования как теоретически осмысленного социокультурного феномена.
Это неразрывно связано с уточнением и определением адекватного понятия, его словесно-смыслового закрепления в научно-педагогическом языке.
66

[стр.,105]

Таким образом, культурологическое «измерение» регионализма тесно связано как с феноменом этничности, так и с региональными вариантами создания собственных идеологических конструкций.
Этнокультурное разнообразие России является одним из факторов, создающих серьезные политические проблемы для федерации.
Их разрешение в конечном итоге должно быть связано с необходимостью обеспечения социального порядка и дробного, фрагментирующегося политического пространства.
§ 2.2.
Этническая культура в контексте современного мультикультурного образования Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала этноса в достояние каждого человека необходимо.потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколений к реальной жизни, к созидательной, подлинно гуманистической деятельности.
Множество определений культуры, которые варьируют в зависимости от их порождающего материала, множественность взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в определенной исторической одновременности и многомерности, позволяют квалифицировать современное общество
как мультикультурное по содержанию и способам функционирования культуры.
Взаимодействие культур порождают общение, диалог, емко охарактеризованный М.М.
Бахтиным.
«Единство культуры, писал он, это открытое единство.
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [6, с.
24].
В мультикультурном обществе особо остро встают вопросы об этнокультурной специфике образования.
Россия исконно была полиэтнической, мультикультурной, мультирелигиозной и мультиязычной страной, поэтому внутренний «культурный плюрализм» россиянина, его «культурная толе105

[Back]