ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования цель достигнута, решены поставленные задачи. В ходе теоретического этапа исследования разрабатывалась проблематика, связанная с педагогическими возможностями этнокультуры. В диссертации представлено научное обоснование и определение понятия «педагогические возможности». Анализ исследуемого понятия позволил установить синонимическую связь с понятием «педагогический потенциал». Педагогические возможности этнокультуры это одна из составляющих педагогического потенциала, совокупность воспитательных средств педагогических феноменов и процессов, которые начинают функционировать при определенных условиях. Таким образом, данное исследование позволило выявить педагогические возможности в этнической культуре, где мы опирались, прежде всего, на средства и условия для реализации педагогического потенциала этнокультуры. К средствам этнокультуры можно отнести ее универсалии: концепты слово (родной язык), фольклор, искусство, религию, пример-идеал и т.д.; отношения взаимодействие с представителями своего и иного этноса (национальное самосознание, культурную идентификацию); ценности вечные (общечеловеческие), этнические (преходящие и ментальные), заимствованные. Основными условиями эффективности реализации педагогических возможностей этнической культуры в мультикультурном воспитании являются: • нейтрализация негативных компонентов и актуализация этнопедагогических факторов (природу, игру, традицию, дело, быт, религия, примеридеал) и этнопедагогической среды; • приобщение к этнокультурам обеспечивается через художественное творчество и их этнопедагогический диалог; • включение в воспитательный процесс педагогического потенциала семьи; • формирование этнотолерантных установок и культуры межэтнического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса; |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования цель достигнута, решены поставленные задачи. В ходе теоретического этапа исследования разрабатывалась проблематика, связанная с понятием «этнопедагогические факторы». Это понятие в научной литературе встречается крайне редко. При этом ряд исследователей предлагает понятие «этнодидактические факторы», под которыми понимаются элементы народной культуры, которые прямого участия в самом процессе образования не принимают, но оказывают на него положительное влияние, в частности, формирование у детей мотивации к учению через пропедевтическую деятельность. Поскольку одни и те же факторы могут оказывать неодинаковое влияние на процесс обучения, их можно поделить на ситуативно-активные и ситуативно-пассивные. Под этнопедагогическими факторами следует понимать движущие силы процесса подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества, обладающие этнической спецификой. Начнем с их общей классификации. Первым шагом при классифицировании факторов мультикультурного образования, как и образования в целом, обычно выступает дихотомия «внутренние» и «внешние» факторы. К внутренним факторам образования и развития относятся обычно генотипические характеристики, к внешним средовые. Проблема генотипической и средовой детерминации образовательных достижений обсуждается довольно активно на протяжении длительного времени. Однако основным результатом этих изысканий, видимо, следует признать крайне неудовлетворительное для педагогики утверждение о сложной, диалектической связи генотипических и средовых факторов. Вопрос о том, влияют ли, и если да, то каким образом, на уровень общей культуры личности уровень мультикультурной образованности, уровень толерантности, генотипические факторы, отнюдь не праздный. В настоящее время нам не удалось обнаружить каких-либо итогов исследований такого рода, поэтому этот аспект проблемы мы вынуждены оставить в связи с отсутствием надежной информации. Значительно более глубоко проработан 327 |