Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 157]

• достижение максимальной открытости воспитательного этнокультурного пространства, которое строится как часть мирового, на взаимодействии и взаимообогащении этнокультур; • функционирование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров.
Анализ различных подходов к определению педагогического потенциала любой этнической культуры привёл нас к выводу, что он направлен на воспитание народного идеала совершенного человека и, по утверждению Г.В.
Волкова, это следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания.
В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен стремиться.
В качестве средств для достижения цели выступают различные концепты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д.
Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверил, описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.
Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

Данное положение признаётся нами как методологический ориентир в определении педагогических возможностей этнической культуры, определяющих цели современного мультикультурного воспитания.
Рассматривая взаимодействие триады средств (концепты, отношения и ценности) этнокультуры и мультикультурного воспитания мы обнаружили следующие закономерности в каждой этнокультуре: • ее средства находятся в синкритивном взаимодействии; * в народной педагогике достижение идеала совершенного человека происходит через самовоспитание;
[стр. 75]

Как справедливо замечает Г.Н.
Волков, «ничто так не скрепляет народ, как традиции» [366].
Народные традиции передают и сохраняют только те формы, методы и средства, которые действительно могут что-то сформировать в человеке, дать определенный педагогический эффект.
Поэтому постепенно одни воспитательные инструменты уходят в прошлое, другие развиваются и, это, в свою очередь, тесно связано с изменением условий деятельности и быта народа.
Формы народного воспитания выступают в неразрывном единстве со всеми структурными компонентами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обычаями, обрядами, видами хозяйственных занятий, нормами общественного поведения.
Эти нормы вместе с социальноэкономическими отношениями, в конечном счете, регламентируют отдельные поступки и поведение в целом членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки.
Подход к воспитанию как к целостному процессу проявляется не только в народных представлениях о взаимодействии и взаимосвязи отдельных сторон формировании личности, но и в наличии в арсенале народной педагогики комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации жизни и деятельности подрастающего поколения.
Выше мы уже касались проблемы фольклора и устного народного творчества.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные, художественные промыслы и т.д.
Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверия; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного народного творчества.
Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

Этот во75

[стр.,331]

личности, своеобразием ситуации в конкретном случае, психологическими особенностями и социальным опытом личности и т.д.
Интересной в аспекте нашего исследования представляется опыт, накопленный в рамках «народной педагогики».
Народная педагогика, решая весь комплекс стоявших перед нею задач, обязательно предусматривала и вопросы этнокультурного воспитания личности.
Основными общими факторами народного воспитания являются: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал (Г.Н.
Волков).
В настоящее время к этому списку следует добавить еще один фактор народного воспитания, который сегодня приобрел особую актуальность средства массовой информации.
Традиции это своеобразный способ сохранения и передачи социального опыта людей, а также развитие человеческой культуры.
В них фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы отношений, взаимоотношений, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.
Они оказывают нормативно-охранительную функцию в обществе, так как отход от соблюдения этнических традиций осуждается практически у всех народов, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития растущего человека.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные, художественные промыслы и т.д.
Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверия; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного народного творчества.
Важное место в мировоззрении этносов занимает предоставление о том, каким хотел видеть народ будущее поколение, к чему стремился в процессе воспитания, какие черты должен был воспринять ребенок в про331

[Back]