Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 16]

16 ство как мультикультурное по содержанию и способам функционирования культуры.
Взаимодействие культур порождают общение, диалог, емко охарактеризованный М.М.
Бахтиным.
«Единство культуры, писал он, это открытое единство.
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)»
[35 с.
24].
Можно выделить три способа освоения и понимания человеком другой, незнакомой ему культуры.
Первый стратегия внутреннего постижения, стремление интерпретировать различные проявления культуры посредством «аутоинтерпретации» самих носителей.
Второй стратегия научной иноинтерпретации, попытка рационального объяснения, исходя из надкультурной научной дисциплины.
Третий стратегия критического реализма, или разложение культурных феноменов на значимые составные части, подводящая к пониманию всеобщего родства и взаимозависимости культур.

Многие плюралистические и гетерогенные общества ставят своей целью проводить
воспитательную идею, ориентируясь на разнообразие сосуществующих в этом обществе культур с целью преодоления разобщенности и интеграции меньшинства.
Налицо
самоценность мультикультурного воспитания и единства его содержания и методик в сочетании с этнопедагогикой.
В содержании мультикультурного воспитания лежит логика этнокультурности, то есть системы знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы.
Эта задача должна решаться через культуру, национальный образ мысли, традиции и обычаи.
Поэтому прежде, чем рассматривать эту проблему, рассмотрим само понятие «культура».
Культура сложное междисциплинарное образование, специфический феномен социальный и антропологический.
Современные исследователи насчитывают около 1000 дефиниций культуры.

Полифоничность этого термина объясняется тем, что культура отражает совокупный духовный опыт
[стр. 105]

Таким образом, культурологическое «измерение» регионализма тесно связано как с феноменом этничности, так и с региональными вариантами создания собственных идеологических конструкций.
Этнокультурное разнообразие России является одним из факторов, создающих серьезные политические проблемы для федерации.
Их разрешение в конечном итоге должно быть связано с необходимостью обеспечения социального порядка и дробного, фрагментирующегося политического пространства.
§ 2.2.
Этническая культура в контексте современного мультикультурного образования Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала этноса в достояние каждого человека необходимо.потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколений к реальной жизни, к созидательной, подлинно гуманистической деятельности.
Множество определений культуры, которые варьируют в зависимости от их порождающего материала, множественность взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в определенной исторической одновременности и многомерности, позволяют квалифицировать современное общество как мультикультурное по содержанию и способам функционирования культуры.
Взаимодействие культур порождают общение, диалог, емко охарактеризованный М.М.
Бахтиным.
«Единство культуры, писал он, это открытое единство.
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)»
[6, с.
24].
В мультикультурном обществе особо остро встают вопросы об этнокультурной специфике образования.
Россия исконно была полиэтнической, мультикультурной, мультирелигиозной и мультиязычной страной, поэтому внутренний «культурный плюрализм» россиянина, его «культурная толе105

[стр.,106]

рантность» исторически легко объяснимы.
А сегодня, когда каждый человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он непроизвольно становится носителем общечеловеческой (универсальной) культуры и набора элементов этнических и региональных субкультур.
Можно выделить три способа освоения и понимания человеком другой, незнакомой ему культуры.
Первый —стратегия внутреннего постижения, стремление интерпретировать различные проявления культуры посредством «аутоинтерпретации» самих носителей.
Второй стратегия научной иноинтерпретации, попытка рационального объяснения, исходя из надкультурной научной дисциплины.
Третий стратегия критического реализма, или разложение культурных феноменов на значимые составные части, подводящая к пониманию всеобщего родства и взаимозависимости культур.

Система образования оказывается тем механизмом, который обеспечивает вертикальное движение человека в обществе и удовлетворение его социальных амбиций.
Несомненно, реальным оказывается наличие национальных групповых особенностей относительно трех психологических факторов, что отражается на стилях обучения и учебных успехах детей разных национальностей.
Однако следует быть предельно осторожным в отношении таких различий.
Установленные различия следует трактовать как особенности, а не как дефекты.
Многие плюралистические и гетерогенные общества ставят своей целью проводить
образовательную политику, ориентируясь на разнообразие сосуществующих в этом обществе культур с целью преодоления разобщенности и интеграции меньшинства.
На
первый взгляд представляется'очевидной самоценность мультикультурного образования и единства его содержания и методик в сочетании с этнопедагогикой.
Необходимо отметить, что исследования этнических особенностей педагогических традиций стали интенсивно появляться с начала 1990-х гг.
Это исследования: об особенностях национальных педагогических культур Г.Н.
Волкова, Т.11.
Петровой (этнопедагогика чувашей), О.Д.
Мукаевой (этнопе106

[стр.,108]

сообществ.
В своей работе мы опирались на исследования этого вопроса таких ученых, как М.
Хайдеггер, Э.
Тайлор, Н.А.
Бердяев, А.А.
Белик, Р.Ф.
Итс, J1.H.
Коган, JIB.
Тодоров, М.С.
Каган, Г.Н.
Волков, Б.С.
Гершунский и др.
Проблемы образования в поликультурной и многокультурной среде поднимают Ф.М.
Малхозова, В.И.
Матис.
Такие ученые, как Г.Д Дмитириев, О.В.
Аракелян, А.В.
Шакфикова рассматривают вопросы полии мультикультурного образования.
Поскольку сегодня работа по возвращению образования в русло гуманизма, по его ориентации на возрождение и развитие национальнокультурного потенциала приобретает новые возможности.
Связано это с реализацией программ внедрения национально-регионального компонента в содержание образования, т.е.
системы знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы.
Эта задача должна решаться через культуру, национальный образ мысли, традиции и обычаи.
Поэтому прежде, чем рассматривать эту проблему рассмотрим само понятие «культура».
Культура сложное междисциплинарное образование; специфический феномен социальный и антропологический.
Современные исследователи насчитывают около 1000 дефиниций культуры.

Столь многозначное понимание этого термина объясняется тем, что культура отражает совокупный духовный опыт человечества, а это приводит к тому, что различные ученые фиксируют в основном лишь отдельные грани этого явления.
Поэтому не следует удивляться многообразию определений этого понятия: это так же естественно, как и само многообразие культурных феноменов.
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [48, с.
607].
В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, т.е.
искусство земледелия.
Но в XVIII и XIX вв.
его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и 108

[Back]