Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 17]

17 ♦ п человечества, а ото приводит к тому, что различные ученые фиксируют в основном лишь отдельные грани этого явления.
Поэтому не следует удивляться многообразию определений этого понятия: это так же естественно, как и само многообразие культурных феноменов.
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [48, с.
607].
В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture,
то есть искусство земледелия.
Но в XVIII и XIX вв.
его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и
начитанностью, его считали «культурным».
Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.
Н.И.
Рерих и
Н.А.
Бердяев отмечали в своих работах, что понятие культуры исходит из его корня «культ», то есть почитание (чего-либо).
При этом Бердяев отмечал, что «Культ» это объектированная религиозная мистика.

Н.И.
Рерих, продолжая исследовать это понятие, обращал внимание на то, что «ур» схоже с восточным корнем, обозначающим огонь, свет.
Значит, и культура, делает он вывод, обозначает почитание света [42;
271].
Культура, по Н.И.
Рериху, это все самые высшие духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке
[271].
Ницше определял культуру как некую совокупность всех материальных и духовных приобретений человека,
то есть как результат человеческого творчества.
В Российской педагогической энциклопедии культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях
[275].
[стр. 108]

сообществ.
В своей работе мы опирались на исследования этого вопроса таких ученых, как М.
Хайдеггер, Э.
Тайлор, Н.А.
Бердяев, А.А.
Белик, Р.Ф.
Итс, J1.H.
Коган, JIB.
Тодоров, М.С.
Каган, Г.Н.
Волков, Б.С.
Гершунский и др.
Проблемы образования в поликультурной и многокультурной среде поднимают Ф.М.
Малхозова, В.И.
Матис.
Такие ученые, как Г.Д Дмитириев, О.В.
Аракелян, А.В.
Шакфикова рассматривают вопросы полии мультикультурного образования.
Поскольку сегодня работа по возвращению образования в русло гуманизма, по его ориентации на возрождение и развитие национальнокультурного потенциала приобретает новые возможности.
Связано это с реализацией программ внедрения национально-регионального компонента в содержание образования, т.е.
системы знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы.
Эта задача должна решаться через культуру, национальный образ мысли, традиции и обычаи.
Поэтому прежде, чем рассматривать эту проблему рассмотрим само понятие «культура».
Культура сложное междисциплинарное образование; специфический феномен социальный и антропологический.
Современные исследователи насчитывают около 1000 дефиниций культуры.
Столь многозначное понимание этого термина объясняется тем, что культура отражает совокупный духовный опыт человечества, а это приводит к тому, что различные ученые фиксируют в основном лишь отдельные грани этого явления.
Поэтому не следует удивляться многообразию определений этого понятия: это так же естественно, как и само многообразие культурных феноменов.
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [48, с.
607].
В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture,
т.е.
искусство земледелия.
Но в XVIII и XIX вв.
его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и
108

[стр.,109]

начитанностью, его считали «культурным».
Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.
Н.И.
Рерих и
H.A.
Бердяев •отмечали в своих работах, что понятие культуры исходит из его корня «культ», т.е.
почитание (чего-либо).
При этом Бердяев отмечал, что «Культ» это объектированная религиозная мистика.

Рерих, продолжая исследовать это понятие, обращал внимание на то, что «ур» схоже с восточным корнем, обозначающим огонь, свет.
Значит, и культура, делает он вывод, обозначает почитание света [42;
263].
Культура, по Рериху, это все самые высшие духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке [264].
Ницше определял культуру как некую совокупность всех материальных и духовных приобретений человека,
т.е.
как результат человеческого творчества.
В Российской педагогической энциклопедии культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях
[268].
Как уже отмечалось выше, существует порядка тысячи определений понятия «культура».
Наличие такого огромного количества дефиниций обосновано, кроме всего прочего, еще и сложностью и многогранностью того, что именуют культурой, тем, что противоречив ее творец и потребитель —человек.
Это еще раз доказывает тот факт, что каждый ученый, предлагающий свое видение культуры, акцентируя внимание на отдельных ее гранях, на отдельных моментах, пригодных для решения отдельных практических, а также познавательных задач.
В приложении мы предлагаем ряд определений понятия «культура» с целью иллюстрации как сложности данного понятия, так и различных точек 109

[Back]