18 * п . т Анализируемый материал позволяет сделать следующий вывод: при всех различиях в нюансах наиболее существенными атрибутами культуры признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Культура это уровень результативности образования и как составляющего его компонента воспитания, который должен стать объектом повышенного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов, которые путем дедуктивного распространения соответствующих содержательных компонентов культуры могут предложить обоснованные модели общей образованности и грамотности. Таким образом, обобщив сказанное, мы приходим к выводу о том, что культура являет собой совокупность всех тех духовных и материальных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, в ходе генезиса получили статус общественнообъективных и надвременных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую традицию [270]. Она охватывает не только прошлое и настоящее, но и простирается в будущее. Поэтому, характеризуя основные параметры культуры, следует учитывать, что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм, своеобразие которых отличает одно сообщество от другого. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название культуры соответствующих сообществ (народов) [198]. |
зрения (см. Приложение 2). Анализируемый материал позволяет сделать следующий вывод: при всех различиях в нюансах наиболее существенными атрибутами культуры признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Культура это уровень результативности образования, который должен стать объектом повышенного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов, которые путем дедуктивного распространения соответствующих содержательных компонентов культуры могут предложить обоснованные модели общей образованности и грамотности. Итак, обобщив вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что культура являет собой совокупность всех тех духовных и материальных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, в ходе генезиса получили статус общественнообъективных и надвременных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую традицию. Она охватывает не только прошлое и настоящее, но и простирается в будущее. Поэтому, характеризуя основные параметры культуры, следует учитывать, что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм, своеобразие которых отличает одно сообщество от другого. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название культуры соответствующих сообществ (народов) [229]. 110 Третья по классификации М. Мид префигуративная культура предполагает построение образования на основе диалога мира взрослых и мира детей. Образование должно подготовить детей к новому, сохраняя и при этом все ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. Выводы ко второй главе Непременными условиями возникновения этносов являются общность территории, языка и единство психического склада, сопровождающиеся характерными чертами: самоназванием (этнонимом); территориальной целостность как условием формирования и существования этносов; наличием антропологических (расовых) признаков; проявлением особенностей культуры орудием труда, жильем и т.д.; духовной культурой системой образования, литературой, искусством и т.д.). Для того чтобы образование действительно стало каналом адаптации этноса к новым требованиям цивилизации, а не очередной идеологической кампанией, последствия которой могут существенно отличаться от декларируемых целей, необходимо при ее планировании и организации учитывать особенности социально-демографического и этнокультурного развития каждого этноса и его среды. Регионализм это естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных процессов. Российское общество развивается сегодня как мультикультурное, что, соответственно, предъявляет новые требования ко всему образовательному комплексу и воспитанию в частности. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, в ходе генезиса получили статус общественнообъективных и надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую традицию. 160 |