творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает свои моральные принципы. Культура по природе своей изменчива. Многие ученые, например, А. Кребер, С. Клакхон, выделяют в ее динамике несколько основных соответствующих типов порождения и существования феноменов. Во-первых, культурогенез процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие, прежде всего, адаптивную пластичность культуры. Во-вторых, наследование традиций процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия культуры процессы пространственновременного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. В-четвертых, трансформация форм культуры процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики. В-пятых, реинтерпретация форм культуры процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. В-шсстых, системная трансформация культуры процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, |
Структурное изучение культуры позволило В.А. Николаеву выделить третью подсистему соционормативную культуру, обеспечивающую регуляцию человеческого поведения, которая объединяет право, мораль, этикет, традицию, ритуалы, нормы, оценки, отношения и т.д. [220, с. 33]. Ее.элементы сходны с элементами духовной культуры, но составляющие духовной культуры более устойчивы во времени, менее подвержены изменениям. Объекты соционормативной культуры постоянно эволюционируют вплоть до полного забвения. В итоге представляется целесообразным построение следующей схемы, в которой наглядно представлен вышеизложенный материал (см. схему 2). Схема 2. Структурные компоненты понятия «культура» Культура по природе своей изменчива. Многие ученые, например, А. Кребер, С. Клакхон, выделяют в ее динамике несколько основных соответствующих типов порождения и существования феноменов. Во-первых, культурогенез процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие, прежде всего, адаптивную пластичность культуры. Во-вторых, наследование традиций процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуально115 сти) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия культуры процессы пространственновременного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. В-четвертых, трансформация форм культуры процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики. В-пятых, реинтерпретация форм культуры —процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. В-шестых, системная трансформация культуры процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и т.д.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов ее динамики [34]. Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях как ее «продукт», введенный в нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с др. людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего*и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и т.д.). При этом индивид получает повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и 116 |