Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 22]

слияния и т,д.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов ее динамики [161 с.351].
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности.
Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях как ее «продукт», введенный в нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с др.
людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и т.д.).
При этом индивид получает повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и
т.д.
Сознание того, что каждый приходящий это информация об окружающем мире, у народов Кавказа уже практически отсутствует, но те, кто в детстве видел, как встречают гостей их родители, продолжают также уважительно относиться к своим гостям.
Это прямо или опосредствованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека.

Этническая культура и само человечество практически ровесники.

«Безкультурных народов» не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом.
Нельзя признавать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже экономически отсталые этносы (например, бушмены, огнеземельцы и др.) создали очень сложную и своеобразную культуру, хорошо приспособленную к природным условиям их жизни и направления хозяйства.
Следовательно, следует говорить о своеобразии культуры конкретных этносов, которые всегда определяются степенью и характером развития производственных отношений в той или иной естественно-географической
[стр. 116]

сти) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей.
В-третьих, диффузия культуры процессы пространственновременного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами.
В-четвертых, трансформация форм культуры процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики.
В-пятых, реинтерпретация форм культуры —процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования.
В-шестых, системная трансформация культуры процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и т.д.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов ее динамики [34].
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности.
Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях как ее «продукт», введенный в нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с др.
людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего*и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и т.д.).
При этом индивид получает повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и
116

[стр.,117]

т.д.
Сознание того, что каждый приходящий это информация об окружающем мире, у народов Кавказа уже практически отсутствует, но те, кто в детстве видел, как встречают гостей их родители, продолжают также уважительно относиться к своим гостям.
Это прямо или опосредствованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека.

Историческая эволюция культуры прошла несколько стадий (разумеется, каждое сообщество проходило их в своем собственном темпе и ритме): • первобытную, где складывалась основная «низовая» ячейка социальной организации семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровно родственных отношений; • архаическую, где формировался этнический, территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции; • доиндустриальную, где преобладали в основном сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы социокультурного жизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие; • индустриальную, где основными организационными и культурными структурами общества стали национальная государственность и специализированные социально-функциональные страты, а главным регулятором социально-экономические интересы и конвенции; • постиндустриальную, где формы социальной организации эволюционируют к транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразными видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры —массовый [162].
117

[стр.,118]

Культура как отражение определенным образом познаваемой реальности к концу XX в.
перестает быть объектом сугубо эмпирических или частных научных дисциплин и превращается в один из генеральных ориентиров современного общего образования.
Этническая культура и само человечество практически ровесники.

«Бескультурных народов» не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом.
Нельзя признавать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже экономически отсталые этносы (например, бушмены, огнеземельцы и др.) создали очень сложную и своеобразную культуру, хорошо приспособленную к природным условиям их жизни и направления хозяйства.
Следовательно, следует говорить о своеобразии культуры конкретных этносов, которые всегда определяются степенью и характером развития производственных отношений в той или иной естественно-географической
среде.
В связи с этим мы считаем своей задачей разобраться в таких понятиях, как «культура этноса» и «этническая культура».
Этническая культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Ее своеобразие, неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизни и деятельности.
Под культурой этноса обычно понимают широкую совокупность всего культурного достояния, присущего данному этносу в лице его отдельных представителей, групп, независимо от того, имеют ли элементы структуры этого достояния этническую окраску или нет [50].
К этнической (национальной) культуре относят совокупность тех элементов, которые обладают этнической спецификой.
При этом они включают в себя ряд компонентов, под которыми понимаются структурные составляющие, характеризующие качественную системную определенность этноса, то есть этнопсихология, язык, культура, обычаи, традиции [50].
В.А.
Николаев обосновывает деление народной культуры на три пласта, ориентируясь на такие понятия, как этнос, народ, нация, являющиеся, по 118

[Back]