Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 23]

среде.
В связи с этим мы считаем целесообразным рассмотреть такие понятия, как «культура этноса» и «этническая культура».
Этническая культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Ее своеобразие, неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизни и деятельности.
Под культурой этноса обычно понимают широкую совокупность всего культурного достояния, присущего данному этносу в лице его отдельных представителей, групп, независимо от того, имеют ли элементы структуры этого достояния этническую окраску или нет
[52].
К этнической (национальной) культуре относят совокупность тех элементов, которые обладают этнической спецификой.
При этом они включают в себя ряд компонентов, под которыми понимаются структурные составляющие, характеризующие качественную системную определенность этноса, то есть этнопсихология, язык, культура, обычаи, традиции
[52].
В.А.
Николаев обосновывает деление народной культуры на три пласта, ориентируясь на такие понятия, как этнос, народ, нация, являющиеся, по
мнению исследователя, последовательными этапами развития человеческойобщности [227].
В соответствии с этим выделяются: самый нижний слой этническая культура, которая складывается в результате связей ее населения по кровным узам, территориям, диалекту, традициям, обрядам, верованиям, интересам; второй слой более высокий народная культура, составляющая основу национальной культуры и аккумулирующая уклад жизни, быт, нравы обычаи; третий самый высокий слой национальная культура.
Все три слоя в совокупности составляют содержание национальной культуры
[227].
И.А.
Арабов и Г.И.
Нагорная вводят понятие региональной культуры, под которой понимают ту культуру, которая формируется под влиянием природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, а также системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, пар
[стр. 118]

Культура как отражение определенным образом познаваемой реальности к концу XX в.
перестает быть объектом сугубо эмпирических или частных научных дисциплин и превращается в один из генеральных ориентиров современного общего образования.
Этническая культура и само человечество практически ровесники.
«Бескультурных народов» не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом.
Нельзя признавать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже экономически отсталые этносы (например, бушмены, огнеземельцы и др.) создали очень сложную и своеобразную культуру, хорошо приспособленную к природным условиям их жизни и направления хозяйства.
Следовательно, следует говорить о своеобразии культуры конкретных этносов, которые всегда определяются степенью и характером развития производственных отношений в той или иной естественно-географической среде.
В связи с этим мы считаем своей задачей разобраться в таких понятиях, как «культура этноса» и «этническая культура».
Этническая культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Ее своеобразие, неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизни и деятельности.
Под культурой этноса обычно понимают широкую совокупность всего культурного достояния, присущего данному этносу в лице его отдельных представителей, групп, независимо от того, имеют ли элементы структуры этого достояния этническую окраску или нет
[50].
К этнической (национальной) культуре относят совокупность тех элементов, которые обладают этнической спецификой.
При этом они включают в себя ряд компонентов, под которыми понимаются структурные составляющие, характеризующие качественную системную определенность этноса, то есть этнопсихология, язык, культура, обычаи, традиции
[50].
В.А.
Николаев обосновывает деление народной культуры на три пласта, ориентируясь на такие понятия, как этнос, народ, нация, являющиеся, по
118

[стр.,119]

его мнению, последовательными этапами развития человеческой общности [220, с.
33].
В соответствии с этим выделяются: самый нижний слой этническая культура, которая складывается в результате связей ее населения по кровным узам, территориям, диалекту, традициям, обрядам, верованиям, интересам; второй слой —более высокий народная культура, составляющая основу национальной культуры и аккумулирующая уклад жизни, быт, нравы обычаи; третий самый высокий слой национальная культура.
Все три слоя в совокупности составляют содержание национальной культуры
[220, с.
33].
И.А.
Арабов, Г.И.
Нагорная вводят понятие региональной культуры, под которой понимают ту культуру, которая формируется под влиянием природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, а также системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, партий,
движений, общественных объединений, религиозных конфессий).
Она складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, т.е.
народной культуры [16, с.
31].
Народная культура это мир, в котором находился человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности, проявляющаяся во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность [134, с.
5].
Этнокультура совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей свое отражение в языке и отличающей один этнос от другого.
Здесь нам кажется необходимым отметить, что этногенез (происхождение народа) являет собой базис генезиса (рождения) его культуры.
По мнению многих ученых, народная культура не подвержена мутации, трансформации.
Срабатывают механизмы векового отбора ценного, истинного, оставалось самое лучшее, а случайное терялось, забывалось, уходи119

[Back]