Можно выделить элементы общности национальных культур, которые, в свою очередь, образуют общечеловеческую культуру: • антропосоциальный выражающий единство биологических и социальных потребностей человека и доказывающий существование единых социологических законов в любом, даже изолированном обществе; • этнокультурный выражающий общее происхождение этнических общностей, то есть наличие тесных контактов национальных культур в доисторическом прошлом, переплетение элементов духовной и материальной культур, доказуемых с помощью локального анализа. Он позволяет обнаружить истоки возникновения этнических стереотипов, проверить исторические параллели в функционирующих этнокультурных традициях; • коммуникативный выражающий такую общность, которая стала возможной вследствие расширения диапазона общения с другими этническими общностями; • эвристический выражающий общность, которая продиктована индивидуальными потребностями личности, сс объективным стремлением к поиску наиболее,приемлемых норм организации жизнедеятельности, ее способностью к самоактуализации поведения [6]. Каждая этническая культура имеет материальную и духовную стороны. Что же представляет собой материальная культура? Здесь мы не можем не согласиться с Р.Ф. Итсом, по мнению которого, это объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, например, орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи. Духовная же культура, по определению Р.Ф. Итса, это выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к |
имеющих родство. Таким образом, она находится в гармони с национальным характером. Она психологически адекватно реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека, гак как гены матери и отца входят в его тело. Только глубоко вникнув в культуру, человек может воспринимать и оценивать другие [3, с. 19]. Таблица 2 Сравнительная характеристика сущностных категорий культуры и этнокультуры Культура Этническая культура я 1 1и Ценности, концепты, отношения, нормы, правила, умения, навыки, опыт Ценности этноса, концепты этно1 са, отношения этноса, нормы этноса, правила этноса, умения этноса, навыки этноса, опыт этноса Функции 1. Интеграция и консолидация людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов 1. Обеспечение процессов познания окружающего мира 2. Организация людей, нормирование и регуляция практики в их совместной жизнедеятельности 2. Межпоколенная трансляция опыта данного этноса 3. Обеспечение процессов познания окружающего мира 3. Организация людей определенного этноса, нормирование их практики совместной деятельности 4. Накопление и обобщение социального опыта коллективной жизни, построение иерархии экзистенциальных ценностных ориентаций 4. Формирование образцов социальной идентичности определенного этноса 5. Формирование стандартов образов социальной идентичности и престижности, средств социального вознаграждения или наказания 5. Способность к саморазвит ию 6. Осуществление социальной коммуникации межпоколенной трансляции социального опыта 6. Порождение новых форм удовлетворения потребностей людей определенного этноса 7. Постоянное порождение новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей 8. Постоянная селекция и отбор форм культуры Тем не менее можно выделить элементы общности национальных культур, которые, в свою очередь, образуют общечеловеческую культуру: • антропосоциальный выражающий единство биологических и социальных потребностей человека и доказывающий существование единых социологических законов в любом, даже изолированном обществе; 121 • этнокультурный —выражающий общее происхождение этнических общностей, т.е. наличие тесных контактов национальных культур в доисторическом прошлом, переплетение элементов духовной и материальной культур, доказуемых с помощью локального анализа. Он позволяет обнаружить истоки возникновения этнических стереотипов, проверить исторические параллели в функционирующих этнокультурных традициях; • коммуникативный выражающий такую общность, которая стала возможной вследствие расширения диапазона общения с другими этническими общностями; • эвристический выражающий общность, которая продиктована индивидуальными потребностями личности, ее объективным стремлением к поиску наиболее приемлемых норм организации жизнедеятельности, ее способностью к самоактуализации поведения [3, с. 31-32]. Каждая этническая культура имеет материальную и духовную стороны. Что же представляет собой материальная культура? Здесь мы не можем не согласиться с Р.Ф. Итсом, по мнению которого, это объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, например, орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи. Духовная же культура, по определению Р.Ф. Итса, это выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания [128]. Следует осветить основные компоненты этнокультуры. Как уже было сказано выше, основными компонентами этнической культуры являются материальная и духовная культура. Несколько упрощая и схематизируя эти понятия, можно сказать, что духовная культура это идея, а материальная 122 |