умеющего усваивать и присваивать культуру не только своего, но и другого народа [26]. Изучение педагогического влияния, возможностей включения в процесс развития и формирования человека, этнокультуры чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Термин «возможности» в толковом словаре С.И. Ожегов объясняется как средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь; возможное обстоятельство» [234 с. 79]. Понятие «возможность» тесно переплетается с понятием «действительность», так как это философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность —это то, что уже возникло, существует. Возможность это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Этот термин относится к числу первичных, неразложимых, и, вероятно, поэтому обладает редким для терминов, используемых в педагогике, свойством отсутствием множества трактовок [331, с. 150]. Исследуя термин «возможности», находим синонимическую связь с термином «потенциал» (от лат. potential сила): в широком словоупотреблении средства, запасы, источники имеющиеся в наличии, а также: средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, решении какой-либо задачи, возможности какого-либо лица, общества, государства в определённой области. Находим сходства и в терминах «возможность» и «потенциал» это средства и условия, которые могут быть приведены в действие для достижения определённой цели. Л.И. Катаева и Н.В. Соловьёва считают, что «педагогический потенциал совокупность педагогических возможностей, источников, средств и т.д., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определённых задач, достижения поставленных целей»[140 с.15]. Таким образом, педагогические возможности этнокультуры это одна из составляющих педагогического потенциала, которые могут быть приведены в действие, при определённых воспитательных средствах и условиях. Поэтому, когда мы |
ГЛАВА L ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ §1.1. Феноменология этнопедагогических факторов мультнкультурного образования Термин фактор, как и многие термины, используемые в педагогике, происходит от латинского —factor (делающий, производящий). Фактором обычно называется «...причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [48, с. 1263]. Он относится к числу первичных, неразложимых, и, вероятно, поэтому обладает редким для терминов, используемых в педагогике, свойством оно не имеет множества трактовок. Диалектическая взаимосвязь общего и индивидуального выражается двояко: с одной стороны, отдельное включает в себя частичку общего, но имеет индивидуально-специфические черты, поэтому может существовать на основе общего, с другой общее может существовать лишь на основе субстрата единичного. Исходя из этого, логика нашего исследования построена от частного к общему, т.е. от движущих сил к самому процессу. Анализ факторов, воздействующих на образовательные процессы, является необходимым условием практически любого педагогического исследования как теоретического, так и эмпирического. При этом в педагогике он имеет свою специфику. Так, например психология широко использует факторный анализ, рассматривая его как совокупность математических методов снижения размерности пространства наблюдаемых переменных с помощью линейного проектирования. Обычно исходным материалом для применяемого в психологических исследованиях факторного анализа служат показатели разных тестов, показатели отдельных шкал тестов, либо измерения количественных характеристик испытуемых. В социологии большой популярностью пользуется термин «человеческий фактор» как наиболее широкое и общеупотребительное обозначения 18 |