ных человеческих качеств они рассматривали параллельно с перевоспитанием, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание как сопротивление дурному влиянию извне и дурному, уже имеющемуся в личности в силу этого влияния, укрепляет позиции воспитателя. Формирование положительных черт личности понимается в этнокультурах, в первую очередь, как «поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам». Полагаем, что это не просто поддержка, это и усиление этих внутренних сил в процессе духовной деятельности. 3. Принцип диалога этнокультур. Каждая этнокультура является открытой системой, и развивается только во взаимодействии с другими. 4. Принцип толерантности. Это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается: • в формировании образа жизни, принятого в обществе; • в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурнодосуговой, семейно-бытовой); • в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества. Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурноисторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для парода, нации система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты, в том числе и в процессе самовоспитания. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство. К средствам педагогических возможностей этнокультуры можно отнести ее универсалии: концепты, отношения и ценности. С позиции нашего исследования из всего разнообразия универсалий культуры мы остановимся на наиболее важных. Концепты слово (родной язык), фольклор, искусство, религия, пример-идеал и т.д. Отношения взаимодействие с представителями |
Задача культуры связывать людей в единое человечество находит свое выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число и обозначение в работах разных авторов неодинаково. Мы придерживаемся классификаций Н.В. Бордовской, С.ГТ. Мамонтова и др., выделяющих следующие основные социокультурные функции образования [50; 185]. 1. Образование это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение, прежде всего, в науке, в научном поиске. С.П. Мамонтов подчеркивает наличие у познавательной функции культуры двойной направленности: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества: с другой на познание человеком самого себя. 2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Человечество не может сохранить приумножение и распространение во времени и пространстве накопленных духовных богатств иначе как через культуру. Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство. Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложилась в европейской цивилизации. В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека. В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использовали общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе, через коллектив, созданная A.C. Макаренко, лишь подводила некоторый итог предшествующей традиции. 147 |