Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 45]

онный феномен.
Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою к неожиданно продуктивным новшествам.
Традиция включает в себя культурное и социальное наследие предшествующих поколений, сохраняющееся в определенных социальных группах в течение длительного времени.
Традиции
это своеобразный способ сохранения и передачи социального опыта людей, а также развития человеческой культуры.
Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо развивать, соотносить с действительностью, только тогда они становятся эффективным средством формирования личности.

В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными группами, этнические общности выделяются социальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение.
При этом народные традиции представляют собой институтализирующий фактор, обеспечивающий организующее действие, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию.
Аккумулируя такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, достоинство и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства этносоциума и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
Наукой установлено, что нравственное развитие ребенка происходит путем «присвоения» им общественно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений.
Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Естественная жизнь народа наилучшим образом проявляет себя на фоне
сельского быта.
Быт как фактор народного воспитания естественно примыкает к семье,
к ее особому укладу.
Бы т-это природа, сотворенная челове
[стр. 47]

щееся в определенных социальных группах в течение длительного времени.
Традиции
не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо развивать, соотносить с действительностью, только тогда они становятся эффективным средством формирования личности.

Изучение сущности и функций народных традиций тесно связано с преемственностью в культуре.
Поэтому важно установить, в какой степени возможно использование этнических традиций в образовании.
Понимая традицию как способ передачи старшего поколения подрастающему мировоззрения, норм поведения, морали, способов взаимодействия, навыков, умений, опыта этнокультуры, а обычай как стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном этносоциуме и является привычным для их членов, можно сделать вывод, что они являются общественной формой отношений и имеют большую образовательную значимость [17, с.
23].
Особое место в этнической педагогике занимает дело, действие, труд, деятельность.
Пустословие и деловитость взаимоисключают друг друга: «Молвя правду, правду и чини»; «Дело по делу, а суд по форме»; «Не будет пахатника, не будет и бархатника».
Труд корень нравственности.
Лишь на этой основе утверждается уважение к себе.
Нравственный смысл труда как раз и состоит в том, что человек получает наивысшую радость оптимистического восприятия —радость творения.
Якутская поговорка гласит: «Хорошо, когда больше дела, меньше слов», «Ест тот, кто много работает», «Лень и безделье подобны преступленью» [322, с.
55].
Народная педагогика утверждает, что обучение труду идет от непосредственно близкого ребенку (самообслуживающего труда) к более отдаленному (постоянным поручениям).
От простых трудовых операций к сложным, требующим не только умения, но и физической сноровки и работы ума; от простого исполнительства к самостоятельному планированию дел и их выполнению.
От выполнения поручения родителей к осмыслению важности и необходимости труда.
47

[стр.,49]

В народе ценится единство слова и дела.
Детям постоянно внушается мысль о том, что надо много делать и мало говорить.
В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда.
Отвергается хвастовство и хвастливость: «Хвастливый не за что не постоит, только чтобы лицом в грязь не ударить».
Многообразное дело, полезное для детей, семьи, для соседей, односельчан, людей вообще, народа вот на что делает ставку народная педагогика.
Естественная жизнь народа наилучшим образом проявляет себя на фоне
быта.
«Быт это как бы нечто, симметричное природе в системе факторов, столь он многообразен в своих проявлениях, как и природа.
Быт, в сущности, это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие» [72, с.
53].
Быт как фактор народного воспитания естественно примыкает к семье.

Быт оказывает влияние на многие факторы развития личности искусство, идеал, религию и т.д.
Быт, в сущности, это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.
Дети впитывают национальную культуру именно через бытовые переживания.
Прежде чем начать разбираться в трудовой жизни, ребенок’глубоко пропитывается впечатлениями от быта, касается ли это хозяйственной, умственной или какой-либо другой стороны.
Быт это устойчивый, готовый элемент жизни.
Он захватывает всех членов общества, бытовые явления бесконечно повторяются, восприимчивая натура ребенка всецело находится в их власти.
Быт того или иного народа не составляет что-то устойчивое, сами же формы быта подвергаются непрестанным изменениям и всегда находятся в постоянном движении, улавливать которые могут лишь те, кто постоянно живет в этой местности.
Национальное искусство также действенный фактор воспитания, свидетельствующий об общей устремленности народа к прекрасному.
Образность, эмоциональность народного искусства несет в себе большой педагогический потенциал.
Современная школьная педагогика, к сожалению, до сих 49

[стр.,74]

По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку.
В них сфокусированы потребности в труде, общении, соблюдение общественной морали, совесть, уважительное отношение к старшему поколению, родителям, снисхождение к детям, забота о них, сохранение достоинства, бережное отношение к природе, проявление терпимости и другие общечеловеческие ценности.
Они оказывают нормативно-охранительную функцию в обществе, так как отход от соблюдения этнических традиций осуждается практически у всех народов, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития растущего человека.
О.Ф.
Аракелян, раскрывая воспитательную роль традиций, отмечает, что они являются детерминированным, сложно-функциональным фактором формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка, условием его социального развития.
В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными группами, этнические общности выделяются социальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение.
При этом народные традиции представляют собой институтализирующий фактор, обеспечивающий организующее действие, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию.
Аккумулируя такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, достоинство и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства этносоциума и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
Наукой установлено, что нравственное развитие ребенка происходит путем «присвоения» им общественно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений.
Эти нормы, четко зафиксированы в народных традициях, выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны,.принятые в социуме.

74

[Back]