ком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие. Дети впитывают национальную культуру именно через бытовые переживания. Не менее важные педагогические возможности имеет религия для формирования личности с древнейших времен игравшая огромную роль в формировании личности ребенка. В настоящее время происходит процесс возвращения религии к утраченным ею позициям в плане социализации личности. Она все чаще выступает противовесом бездуховности, безнравственности, поразивших наше общество. Религия это, прежде всего, мораль, объясняющая существование добра, сострадания, покаяния, бескорыстия и др. Многие приемы, средства народной педагогики тесно переплетаются с религиозными воззрениями, убеждениями, а некоторые из них прямо опираются на их догматы. Очень важно учитывать, что религия это некоторая граница. Речь не идет об общечеловеческих ценностях, но религия всегда является моментом разделения, обозначением границ: иудаизм, православие, католицизм, протестантизм. В нашем полинациональном государстве возникает вопрос о возможности и принципиальности этих границ. Пример, пример-символ, пример-идеал как фактор воспитания в этнической педагогике имеет важнейшие педагогические возможности, в нем суммируются все другие факторы, начиная с примера и кончая религией. Говоря о слове, природе, деле в контексте примера, надо иметь в виду и словасимволы и дела-символы. В них реально воплощаются личности-символы. Пример — и положительный, и отрицательный— не действует сам по себе. Его надо основывать на человеческой совести, на нравственности. Точно замечено в русской пословице: «Делай добро и жди добра». Роль примера в этнической педагогике очень велика. Когда развлекают ребенка потешками, поют песни или рассказывают сказки, направляют его поведение намеками, происходит воплощение народной педагогики в жизнь. Мать, обучая дочь рукоделию, приобщая ее к домашним обязанностям, отношению к взрослым, к мужчине, осознано или неосознанно показывает |
лигиозности (резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных, религиозных обрядов); появление партий религиозного толка, привлекающих немало молодых людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует много подростков; рост среди молодежи интереса к религии, который проявляется в посещении занятий в воскресных школах, факультативах по истории религии и т.п. [198]. Религия это, прежде всего, мораль, объясняющая существование добра, сострадания, покаяния, бескорыстия и многое другое. Многие приемы, средства народной педагогики тесно переплетаются с религиозными воззрениями, убеждениями, а некоторые прямо опираются на религиозные догматы. Иными словами, религия это один из факторов народной педагогики, которая не может существовать без духовно-нравственного потенциала, содержащегося в религии. Нравственной доминантой религии является идея Бога. Все начинается от Бога и к Богу возвращается. Подтверждение этому можно встретить во многих народных пословицах и поговорках: «Бог дал, Бог взял», «Все мы под Богом ходим», «Бог все видит» и т.п. Поэтому главная цель в формировании человека вырастить его нравственно чистым, беспорочным, стремящимся быть совершенным, как Бог. Следует заметить, что основная тема всех религий дети, воспитание. Религия углубляет народные традиции, по-особому освящая их. На протяжении многих лет религия в нашей стране рассматривалась в противовес образованию, не предполагалось, что между ними может быть достигнуто взаимопонимание. Но на сегодняшний день возникает другая опасность рассмотрение культуры как части религии. От этого могут пострадать и религия, и образование. Нельзя забывать, что церковь это тот грандиозный институт, в котором воспитывались и воспитываются поколения и поколения людей. Очень важно учитывать, что религия это некоторая граница. Речь не идет об общечеловеческих ценностях, но религия всегда является моментом 51 разделения, обозначением границ: иудаизм, православие, католицизм, протестантизм. В нашем мультикультурном государстве возникает вопрос о возможности и принципиальности этих границ. Если говорить о религии, религиозном образовании, то следует говорить о государственности. Пример, пример-символ, пример-идеал как факторы воспитания в этнической педагогике имеют важнейшее значение, в них суммируются все другие факторы, начиная с примера и кончая религией. Говоря о слове, природе, деле в контексте примера, надо иметь в виду и слова-символь! и деласимволы. В них реально воплощаются личности-символы. Пример и положительный и отрицательный не действует сам по себе. Его надо основывать на человеческой совести, на нравственности. Точно замечено в русской пословице: «Делай добро и жди добра». Роль примера в этнической педагогике очень велика. Когда развлекают ребенка потешками, поют песни или рассказывают сказки, направляют его поведение намеками, происходит воплощение народной педагогики в жизнь. Мать, обучая дочь рукоделию, приобщая ее к домашним обязанностям, отношению к взрослым, мужчине, осознано или неосознанно показывает своими действиями, поведением, как нужно делать. Это только теперь научно доказано, что в детях проявляются стереотипы поведения родителей. А в народной педагогике об этом, пусть на эмпирическом уровне, говорили давно: «Хочешь знать, какой будет будущая жена через несколько лет, посмотри на будущую тещу». Особую роль играл личный пример отца, его деловые и нравственные качества: характер, взаимоотношения с родными, соседями, владение ремесла. В казахских семьях, оценивая джигита, говорили: «Глядя на отца растет сын, глядя на мать растет дочь». Немаловажную и при этом все возрастающую роль в формировании личности играют средства массовой информации. Печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства и другие средства массовой информации представляют собой сложный системный объект, который играет важную роль в развитии личности. Благодаря им осуществляются широкие и 52 |