Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 51]

«В начале было слово...
И слово было Бог...
Слово стало человеком среди нас...
Слово было исполнено истины и благодати.
Твое слово есть истина».
Подход к воспитанию как к целостному процессу проявляется не только в народных представлениях о взаимодействии и взаимосвязи отдельных сторон формировании личности, но и в наличии в арсенале народной педагогики комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации жизни и деятельности подрастающего поколения.

Группа сверстников часто выступает для ребенка в роли референтной группы.
Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных собственных взглядов вне контроля старших.
Во-вторых,
общение со сверстниками это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, свою иерархию власти, свои идеалы).
В детской среде в результате подражания и противодействия проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.

На основе многих факторов у детей формируются не только свои представления об окружающем мире, но и собственные слова, выражения.
Дети любят фантазировать, пересказывать услышанные пословицы, прибаутки, песни, сказки, потешки и пр.
Педагогические народные традиции формировались на основе педагогических знаний и умений, приобретенных народом.
Они служили своеобразным средством фиксации этих знаний и умений, передачи их следующим поколениям.

На этапе роста национального самосознания народа и переоценки общечеловеческих ценностей наиболее значимое положение приобретает проблема нравственного воспитания детей, основанного на традициях народной педагогики.
В современном обществе самая большая опасность для человечества заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в
[стр. 46]

сторон формирования личности, но и в наличии в арсенале народной педагогики комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации жизни и деятельности подрастающего поколения.
Фольклор и устное народное творчество являются одним из элементов хранения народной педагогики.
Основа, на которой создавались произведения устного народного творчества, —это жизнь народа.
Сегодня мы должны смотреть на произведения устного народного творчества как на серьезные труды наших предков, вобравшие в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт; произведения, которые помогут в деле воспитания подрастающего поколения.
* Фольклор передает отношение народа к тем или иным явлениям жизни.
У всех народов педагогическая культура основывается на одних и тех же элементах: сказки, легенды, мифы, песни, поучительные рассказы, пословицы, колыбельные и т.д.
Но отражают они разные идеалы, присущие тем народам, которые их составили.
Народ передает и сохраняет только те средства и методы, которые действительно могут что-то сформировать в человеке, дать определенный эффект.
Поэтому одни воспитательные средства, методы уходят в прошлое, другие развиваются, и это, в свою очередь, тесно связано с изменением условий деятельности и быта народа.
С малых лет ребенка заботливо окружали произведения устного поэтического народного творчества, в которых отражена народная мудрость.
Первоначально это колыбельные песни, затем сказки, потешки, загадки, пословицы и т.д.
Фольклор помогал ребенку знакомиться с бытом, с историей народа.
С помощью фольклора взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ.
Педагогические народные традиции формировались на основе педагогических знаний и умений, приобретенных народом.
Они служили своеобразным средством фиксации этих знаний и умений, передачи их следующим поколениям.

Традиция от лат.
(^асйс) передача, предание включает в себя культурное и социальное наследие предшествующих поколений, сохраняю46

[стр.,75]

Как справедливо замечает Г.Н.
Волков, «ничто так не скрепляет народ, как традиции» [366].
Народные традиции передают и сохраняют только те формы, методы и средства, которые действительно могут что-то сформировать в человеке, дать определенный педагогический эффект.
Поэтому постепенно одни воспитательные инструменты уходят в прошлое, другие развиваются и, это, в свою очередь, тесно связано с изменением условий деятельности и быта народа.
Формы народного воспитания выступают в неразрывном единстве со всеми структурными компонентами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обычаями, обрядами, видами хозяйственных занятий, нормами общественного поведения.
Эти нормы вместе с социальноэкономическими отношениями, в конечном счете, регламентируют отдельные поступки и поведение в целом членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки.
Подход к воспитанию как к целостному процессу проявляется не только в народных представлениях о взаимодействии и взаимосвязи отдельных сторон формировании личности, но и в наличии в арсенале народной педагогики комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации жизни и деятельности подрастающего поколения.

Выше мы уже касались проблемы фольклора и устного народного творчества.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные, художественные промыслы и т.д.
Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного народного творчества.
Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.
Этот во75

[стр.,333]

элемент этнопедагогической среды.
Именно здесь ребенок сверяет полученные знания с практикой, учится, осваивает новые социальные роли: старшего и младшего, взрослого и ребенка, учится строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Очевидно, что в этих вопросах, как и во многих других, семья и школа должны взаимодействовать, причем так, чтобы вклад в развитие личности был максимальным.
Следующий важный структурный элемент этнопедагогической среды, нуждающийся в рассмотрении, религия.
Можно утверждать, что все религии рекомендуют человеку в своем поведении думать, прежде всего, о том, чтобы не обидеть другого человека, заложить основу конструктивных отношений с себе подобными, независимо от расовых и этнических различий; во всех вероисповеданиях проводится глубоко гуманистическая идея о том, что основой морального поведения человека должна быть взаимность, что всякая форма унижения, оскорбления других глубоко аморальна.
Одним из структурных компонентов этнопедагогической среды являются сверстники.
В процессе становления личности немаловажную роль играют сверстники: друзья, соседи, знакомые.
Группа сверстников часто выступает в роли референтной группы.
Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших.
Во-вторых,
взаимодействие со сверстниками это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, свою иерархию власти, свои идеалы).
В детской среде в результате подражания и противодействия проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.

В свете темы нашего исследования хотелось бы отметить, что немаловажную роль в формировании личности играют средства массовой информации.
В последнее время в телеи радиопередачах поднимаются вопросы, 333

[Back]