Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 54]

жизни.
Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.
Разработка собственной: концептуальной модели предполагает анализ аналогичных моделей прошлого.

В наше время, учитывая новые социокультурные реалии, мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую
воспитательную стратегию.
Интересен опыт мультикультурного воспитания в некоторых зарубежных странах, где эта проблема разрабатывается давно.
Многое в этом направлении предпринято учеными и педагогами США, Канады, ЮАР и стран Западной Европы
[110].
В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются сквозь призму собственных задач и приоритетов.
Правительственный документ «Америка 2000: стратегия развития обра зования» (1991) предусматривает использование школы как «центра, способного перестраивать развитие цивилизованного общества».
Программу нравственного воспитания предлагается базировать па библейских ценностях и принципах.
Предлагается система универсальных ценностей в цитатах из Библии и трудов отцов христианской церкви.
Па первый план выдвигаются честность, цельность, прямота, прилежание, личная ответственность.
Описаны 60 главных черт характера, которые следует формировать у детей (отвага, постоянство, решительность, настойчивость, сострадание, терпимость и пр.).
В действующих в настоящее время инструкциях Министерства образования Франции мы читаем: «В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического общества, устремленную к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, любви к Франции, неразрывной с любовью к Свободе, Равенству, Братству»[113].
В Японии Закон об образовании определяет, что на школу возлагается формирование нации, следующей идеалам мира и человечности.
В этом документе определены цели: «полноценно развивать личность», воспитывать
[стр. 163]

цепций, теорий в педагогике, где идеи поликультурности и мультикультурного образования не являются продуктом только современной жизни.
Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.
Разработка собственной концептуальной модели предполагает анализ аналогичных моделей прошлого,
этот анализ представлен нами в предыдущих главах.
В наше время, учитывая новые социокультурные реалии, мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую
образовательную стратегию.
Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия.
Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в.
подчеркивает, что одна из важнейших функций школы научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность.
В этих целях образование, во-первых, должно способствовать осознанию человеком своих корней, во-вторых, способствовать определению места, которое он занимает в мире, в-третьих, призвано привить ему уважение к другим культурам [183, с.
5].
Образование занимает главенствующую позицию в процессе формирования общечеловеческих ценностей личности.
При этом образование может рассматриваться не только как совокупность методических принципов, которыми всегда руководствовались педагоги, но также как общественный опыт, научающий людей не совершать ошибок и эффективно жить, творить в настоящем.
В условиях полиэтничности России такое понимание этого понятия может интерпретироваться как мультикультурное образование.
Мультикультурализм (поликультурализм) в образовании предполагает построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста 163

[стр.,166]

ной солидарности, сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества, и этноса.
И то, и другое образование и воспитание выполняет фактически одни и те же функции.
Но есть и различия.
Мультикультурное образование делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривается, прежде всего, усвоение национально-культурных ценностей, сосуществование различных культур в плюралистической среде, адаптация с иными культурными ценностями.
То есть в мультикультурном образовании учет национальных возможностей является наиболее важным, чем в интернациональном воспитании.
Интересен опыт мультикультурного образования в некоторых зарубежных странах, где эта проблема разрабатывается давно.
Многое в этом направлении предпринято учеными и педагогами США, Канады, ЮАР и стран Западной Европы
[226, с.
47].
В 1980-е годы в Китае произошел существенный сдвиг в области образования.
Началось формирование программ от дошкольной до высшей ступени образования представителей неханских национальностей.
Предпринимались усилия, чтобы на начальной ступени велось обучение на родных языках, а китайский язык планировалось вводить постепенно, в «подходящем возрасте учащихся».
При этом ставилась цель, чтобы выпускники владели как национальным устным и письменным языком, так и китайским.
Признано целесообразным создавать учебники, отражающие национальную специфику этнических групп национальных районов, содержащие необходимые данные о литературе, истории, географии.
Задачи мультикультурного образования в Японии решаются, прежде всего, с учетом необходимости развития культуры коренного этноса и приобщения к нему других этнических групп.
Япония —страна сравнительно гомогенная, но и там насчитывается достаточное количество детей иностранцев.
Так, в 1993 г.
в учебных заведениях учились 80 тыс.
детей не титульного этноса.
Хотя этот факт привносит трудности в образовательную систему 166

[Back]