Выводы но первой главе Генезис исследований народной педагогики, этнопедагогических исследований привел нас к выводу о том, что мультикультурное воспитание имеет исторические корни и социально и исторически обусловлено. Анализ различных подходов к сущности понятий «воспитание», «культура» и «мультикультура» дает возможность определить сущность мультикультурного воспитания как гуманитарную практику в единстве социального явления, процесса и деятельности в условиях мультикультурного общества. Мультикультурное воспитание это социокультурный педагогический процесс, направленный на приобщение ребёнка к ценностям культуры и овладение социальным опытом своего и иного этноса, а также развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становления его личности и индивидуальности как субъекта мультикультурного общества. Мультикультурное воспитание отражает духовное бытие человека: его социокультурное самоопределение в разнообразии культур, культурную самоидентификацию и сопричастное бытие вместе со значимыми другими. В узком педагогическом смысле мультикультурное воспитание это процесс влияния на человека с целью формирования личности, способной выйти за рамки своей этничности, с одной стороны, а с другой, уважающей и принимающей культуру своего этноса, развитие её качеств в соответствии с требованиями жизни в мультикультурном обществе. Мы попытались дать сравнительную характеристику сущностным характеристикам понятий «воспитание» и «мультикультурное воспитание». Основные сущностные характеристики воспитания и мультикультурного воспитания не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Смысл мультикультурного воспитания заключается в ориентации на общечеловеческие и этнические ценности. Надо стремиться не к тому, чтобы самому стать хорошим, а сделать что-то хорошее. Мультикультурное воспитание всегда настоящее, хотя базируется на прошлом и устремлено в будущее, поэтому так актуальны идеи мультикультурного воспитания, основанные на педагогических возможностях этнокультуры. |
пает дихотомия «внутренние» (генотипические характеристики) и «внешние» факторы (средовые). Исследование этнопедагогической специфики среды требует введения понятия «этнопедагогическая среда», а в основу классификации этнопедагогических факторов мультикультурного образования мы положили структурные компоненты-блоки этнопедагогической среды (социальные и демографические) и компоненты этнокультуры. Отмечая при этом, что все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Генезис исследований народной педагогики, этнопедагогических исследований привел нас к выводу о том, что мультикультурное образование имеет исторические корни и социально и исторически обусловлено. Логика рассмотрения вопроса требует рассмотрения не только культурно-средовых, но и демографических факторов. Поэтому в следующей главе мы рассмотрим этот аспект. 90 |