Термином «возможности» в толковом словаре С.И. Ожегова «обычно называется средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь; возможное обстоятельство»[234]. Любопытно, что понятие «возможность» тесно переплетается с понятием «действительность» это философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность это то, что уже возникло, существует. Возможность это то, что может возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью. Этот термин относится к числу первичных, неразложимых, и, вероятно, поэтому обладает редким для терминов, используемых в педагогике, свойством он не имеет множества трактовок. Исследуя термин «возможности», находим синонимическую связь с термином «потенциал» (от лат. potential сила): в широком словоупотреблении это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, решения какой-либо задачи; возможности какого-либо лица, общества, государства в определённой области. Находим сходства в терминах «возможность» и «потенциал» это средства, условия, запасы, источники, которые могут быть приведены в действие для достижения определённой цели. Поэтому, когда употребляем понятие «педагогические возможности», мы имеем в виду «педагогический потенциал» предмета исследования. Отсюда следует, что, выявляя педагогические возможности в этнической культуре, мы находим, прежде всего, цель, условия, факторы, среду, определяющие его педагогический потенциал. Под этнопедагогическими факторами, по мнению Г.В. Палаткиной, можно понимать движущие силы процесса подготовки подрастающего поколения. К этнопедагогическим факторам относят природу, игру, традицию, дело, быт, религия, пример-идеал. К средствам этнокультуры можно отнести ее универсалии: концепты слово (родной язык), фольклор, искусство, религию, пример-идеал и т.д.; отношения взаимодействие с представителями своего и иного этноса (нацио |
ГЛАВА L ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ §1.1. Феноменология этнопедагогических факторов мультнкультурного образования Термин фактор, как и многие термины, используемые в педагогике, происходит от латинского —factor (делающий, производящий). Фактором обычно называется «...причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [48, с. 1263]. Он относится к числу первичных, неразложимых, и, вероятно, поэтому обладает редким для терминов, используемых в педагогике, свойством оно не имеет множества трактовок. Диалектическая взаимосвязь общего и индивидуального выражается двояко: с одной стороны, отдельное включает в себя частичку общего, но имеет индивидуально-специфические черты, поэтому может существовать на основе общего, с другой общее может существовать лишь на основе субстрата единичного. Исходя из этого, логика нашего исследования построена от частного к общему, т.е. от движущих сил к самому процессу. Анализ факторов, воздействующих на образовательные процессы, является необходимым условием практически любого педагогического исследования как теоретического, так и эмпирического. При этом в педагогике он имеет свою специфику. Так, например психология широко использует факторный анализ, рассматривая его как совокупность математических методов снижения размерности пространства наблюдаемых переменных с помощью линейного проектирования. Обычно исходным материалом для применяемого в психологических исследованиях факторного анализа служат показатели разных тестов, показатели отдельных шкал тестов, либо измерения количественных характеристик испытуемых. В социологии большой популярностью пользуется термин «человеческий фактор» как наиболее широкое и общеупотребительное обозначения 18 |