нимая и оценивая основные различия, которые лежат между людьми различных культур. Как результат, мультикультурное воспитание должно обеспечить те потребности, которые провозглашены в концепции модернизации российского образования. В частности, потенциал воспитания должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русской культуры, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное воспитание должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. То есть в результате мультикультурного воспитания человек должен обрести несколько качеств: устойчивую мотивацию к изучению своей культуры, толерантность, способность к взаимодействию с представителями иной культуры, культуру межнационального взаимодействия. Более того, необходимо научиться быть открытыми к восприятию эстетического, нравственного, физического и других элементов культур различных этносов. Рассматривая модель мультикультурного воспитания, Г.В. Палаткина[240] пришла к выводу, что таких моделей должно быть как минимум две: для этнокультурной и мультикультурной школ. Особо отмечаем, что та и другая школы должны быть билингвальны. Содержание материала в этих моделях должно состоять из трех компонентов: регионально-национального, федерального и мирового. |
ностных идеалов ные взаимоотношения ве Отношение к старшим Уважение к учителям, значимым взрослым Этикет Любовь и уважение к родителям, взаимоуважение с соседями, забота о младших, интерес к людям, гуманность Любознательность Интеллектуальное развитие Общественная значимость знаний и умений Стремление к знаниям, мудрость, наблюдательность Язык общения Логика, грамматика, стили языка, двуязычье Словесный запас, общение, понимание силы языка Родной язык, его выразительность, образность, значение Счет, число Различные математические операции Количество и качество, пространство, время, температура, физическое состояние, химические вещества Представление о счете, задачи на смекалку Цвета Цветовые гаммы Художественный вкус Представление о радостном, красивом Звуки Развитие музыкальных способностей Представление о музыке Любовь к музыке Эстетика Эстетические отношения Эстетика в поведении, одежде Эстетика быта, представление о прекрасном Развитие чувств Умение регулировать свои чувства Развитие эмоциональной и волевой сферы Развитие эмоций, воли В содержании образования в национальных школах можно выделить три компонента: национально-региональный (т.е. родная культура), федеральный и мировой. Исследования этнопедагогических факторов позволили раскрыть сущностные характеристики мультикультурного образования: функции, цели, задачи, принципы, характеристику субъектов, особенности содержания образования и т.д. Рассматривая модель мультикультурного образования, мы пришли к выводу, что таких моделей должно быть как минимум две: для этнокультурной школы и для мультикультурной. Особо отмечаем, что та и другая школы должны быть билингвальны. Содержание материала в этих моделях должно состоять из трех компонентов: регионально-национального, федерального и мирового. А его распределение будет отличаться. В этнокультурной школе 187 ние национальных музыкальных инструментов, домашней утвари, исполнение национальной музыки, создание национальных орнаментов, резьба по дереву и кости, чеканка и т.д. Примерное структурное содержание учебного плана основного и дополнительного образования средней школы отражено в Приложении (Схема 5). В педагогических училищах и колледжах, в культпросветучилищах и профессионально-технических училищах должно быть продолжено изучение родных языков и литератур с установкой на изучение профессиональных терминов, являющихся типичными для данной специальности. В этой части работы мы очертили основные подходы к развитию этнических систем образования. Что касается конкретных предложений для какого-либо определенного народа или этнической группы, то комплекс мер будет зависеть от его численности, социально-экономического развития и культурной ориентации. Но в любом случае первостепенное внимание Российского правительства должно быть направлено на возрождение национальных систем тех этносов, которые находятся на грани исчезновения. С мультикультурностью •как человеческим качеством не рождаются, она не заложена генетически. Ее надо воспитывать, и это длительный и сложный процесс. Мультикультурная личность это новый тип личности, чьи ориентации и взгляды на мир подразумевают, что он принимает жизненные образцы, отличающиеся от его собственных и психологически и социально готов принять различные культурные реальности. Такая личность будет интеллектуально и эмоционально привязана к основополагающему единству всех человеческих существ, при этом признавая, принимая и оценивая основные различия, которые лежат между людьми различных культур. Как результат мультикультурное образование должно обеспечить те потребности, которые провозглашены в концепции модернизации российского образования. В частности, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напря195 женности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества —общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. То есть в результате получения мультикультурного образования человек должен обрести несколько качеств: устойчивую мотивацию к изучению своей культуры, толерантность, способность к взаимодействию с представителями иной культуры, культуру межнационального взаимодействия. Более того, необходимо научиться быть открытыми к восприятию эстетического, нравственного, физического и других элементов культур различных этносов. Анализ проблемы показал, что основное противоречие мультикультурного образования это, с одной стороны, стремление сохранить свою включенность в общероссийский социокультурный контекст, с другой стороны — стремление не порвать с истоками своей национальной культуры. При определенных условиях педагогическая практика различных этносов может выступать потенциальным источником развития процесса подготовки подрастающего поколения к жизни, их профессионализма в полиэтническом регионе. Человек всегда опирался на апробированные на практике методы и приемы подготовки юных к жизни. Жители Поволжья, в том числе астраханцы, получили неплохое «наследство». Край не знал острых национальных и расовых конфликтов. Люди 196 |