• разработать методические рекомендации и пособия учебновоспитательной деятельности по использованию элементов народной педагогики; • выпускать игрушки, мультфильмы по сюжетам национального фольклора [241 с. 120] . Для удовлетворения воспитательных потребностей этносов России в школьном воспитании необходимо: • обновить концепцию возрождения и развития национальных школ, обосновав в ней социальные и этнопедагогические аспекты и оптимальные типы школ: этнокультурной и мультикультурной; • создать теоретически обоснованную воспитательную систему, где этносфера и человек были бы полно представлены в содержании мультикультурного воспитания и способствовали развитию «мультикультурной» личности школьника и возрождению национальной культуры; • разработать учебно-методическую базу как часть этой системы, реализующую взаимодействие школы с этносоциумом, этническими диаспорами; • приобщать к музыкальной, эстетической, художественноприкладной культуре, истории, традициям и к иным духовным ценностям своего народа во взаимодействии с культурами других народов; • предоставлять воспитанникам возможности приобретения знаний об этнокультурных ценностях других народов; • создавать детям условия для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в цело.м. В педагогических училищах и колледжах, в культпросветучилищах и профессионально-технических училищах должно быть продолжено изучение родных языков и литератур с установкой на изучение профессиональных терминов, являющихся типичными для данной специальности. Изучение этнопедагогической среды в мультикультурном регионе позволило Г.В. Палаткиной [240] разработать условия, соблюдение которых поможет сделать этот процесс наиболее эффективным: |
Для удовлетворения потребностей этнических меньшинств в области дошкольного образования необходимо: • расширить сеть педагогических училищ и колледжей для подготовки в них специалистов, способных осуществлять образование и воспитание на родном языке; • разработать учебные планы, которые бы обеспечивали изучение родных языков и культур; • выпускать игрушки, мультфильмы по сюжетам национального фольклора. Для удовлетворения образовательных потребностей этносов России в школьном образовании необходимо: • обновить концепцию возрождения и развития национальных школ, обосновав в ней социальные и этнопедагогические аспекты и оптимальные типы школ: этнокультурной и мультикультурной; • создать учебники по истории и национальной культуре всех народов России; • создать учебники для учащихся, которые не владеют или слабо владеют родным языком; • составить учебники и создать условия для русскоязычного населения, которое хотело бы изучать языки других народов России (особенно в республиках и автономных округах); • пересмотреть учебные планы этнокультурных школ, обращая больше внимания на предметы этнорегионального компонента. Одной из задач школ является, наряду с общим образованием, и развитие интеллектуального потенциала народа, обеспечивающее учащихся высокачественным образованием как основой для получения соответствующей специальности и последующей трудовой деятельности. Учебные планы школ и инновационных учебных заведений для национальных меньшинств должны включать предметы, которые отражают специфические для того или иного народа профессии: виноградарство, виноделие, бахчеводство, бортничество, оленеводство, национальная кухня, изготовле194 ние национальных музыкальных инструментов, домашней утвари, исполнение национальной музыки, создание национальных орнаментов, резьба по дереву и кости, чеканка и т.д. Примерное структурное содержание учебного плана основного и дополнительного образования средней школы отражено в Приложении (Схема 5). В педагогических училищах и колледжах, в культпросветучилищах и профессионально-технических училищах должно быть продолжено изучение родных языков и литератур с установкой на изучение профессиональных терминов, являющихся типичными для данной специальности. В этой части работы мы очертили основные подходы к развитию этнических систем образования. Что касается конкретных предложений для какого-либо определенного народа или этнической группы, то комплекс мер будет зависеть от его численности, социально-экономического развития и культурной ориентации. Но в любом случае первостепенное внимание Российского правительства должно быть направлено на возрождение национальных систем тех этносов, которые находятся на грани исчезновения. С мультикультурностью •как человеческим качеством не рождаются, она не заложена генетически. Ее надо воспитывать, и это длительный и сложный процесс. Мультикультурная личность это новый тип личности, чьи ориентации и взгляды на мир подразумевают, что он принимает жизненные образцы, отличающиеся от его собственных и психологически и социально готов принять различные культурные реальности. Такая личность будет интеллектуально и эмоционально привязана к основополагающему единству всех человеческих существ, при этом признавая, принимая и оценивая основные различия, которые лежат между людьми различных культур. Как результат мультикультурное образование должно обеспечить те потребности, которые провозглашены в концепции модернизации российского образования. В частности, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напря195 века-носителя своей национальной культуры; формирование человека, способного присваивать и усваивать традиции, культуру, язык других наций; формирование человека как субъекта и носителя межнациональной культуры. Совокупность этнопедагогических возможностей среды (способность системы структурных компонентов этнопедагогической среды образовывать, развивать и осуществлять функции этнопедагогической среды), под воздействием которых происходит развитие и формирование личности как носителя определенной национальной культуры, определяет ее педагогический потенциал. Проведенный анализ среды как объекта педагогического исследования позволяет выявить необходимость рассмотрения педагогического процесса в единстве с окружающей средой в качестве неотъемлемого компонента общественного устройства, материального и духовного воспроизводства, поскольку недооценка воспитательной роли того или иного структурного элемента этнопедагогической среды может привести к нарушению целостности, системности педагогического процесса. Изучение этнопедагогической среды в мультикультурном регионе позволило нам разработать условия, соблюдение которых поможет сделать этот процесс наиболее эффективным: • последовательность и системность, то есть каждый шаг по изучению этнопедагогической среды должен быть логическим продолжением предыдущего. Так, например, при выборе методов изучения необходимо опираться на то, какая была поставлена цель, выбрана задача и т.д.; • видение этнопедагогической среды в динамике, рассмотрение ее как постоянно развивающейся системы, совокупности различных факторов, которые изменяются в зависимости от конкретной ситуации. Так, например, при изучении этнопедагогической среды Астраханского региона необходимо учитывать изменения в политической обстановке в России (война с Чечней), так как это привело к трансформированию демографической ситуации в нашем регионе, развитию негативных явлений во взаимоотношениях между людьми различных национальностей и т.д.; 238 |