Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 95]

Как всякая система, этнокультурная и мультикультурная школы должны иметь методологическую основу.
Анализ педагогических возможностей этнокультуры, различных аспектов реализации мультикультурного воспитания и наши эмпирические исследования позволяют выделить следующие условия эффективности реализации педагогических возможностей в мультикультурном воспитании как в этнокультурных, так и в мультикультурных учебных заведениях.
Первое
нейтрализация негативных компонентов и актуализация этнопедагогических факторов и этнопсдагогической среды.
Переживаемый Россией «смутный» период истории, или как его называют «переходный» период, накладывает свой отпечаток на развитие национальных культур, выявляя как негативные, так и позитивные стороны духовной жизни.
Многообразие культурных, в том числе и в сфере
воспитания, проявлений способствует развитию взаимного интереса, толерантности отношений, что подтверждает приоритет культурологического подхода в воспитательной работе.
Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся
па две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая с традиционными нормами каждой культуры (Ю.В.
Арутюнян, Л.М.
Дробижева,
А.А.
Сусоколов) [21].
К первой группе факторов относится и пропаганда образцов поведения с представителями других национальностей.
Например, средством формирования общественного межнационального сознания может служить
муссирование отдельных фактов войны в Чечне, в результате чего дети начинают играть в «чеченцев» и «наших».
Причем мы наблюдали, как дети, играя в
подобную игру, говорят: «Падай, ты ж чеченец, ты должен умереть».
Мы не собираемся в нашей работе анализировать причины и механизмы, побудившие начать эту страшную войну, но мы точно уверены, что такие факты, если их не нейтрализовать, будут отрицательно влиять на становление межнационального общения не только в настоящем, но и в будущем.
Ко второй группе факторов относятся те элементы культуры, которые
[стр. 185]

школы в этом процессе декларируется, но не раскрывается.
Наконец, в нескольких (Татария, Якутия, Мордовия, Осетия, Алтай) предлагаются конкретные меры и даже курсы, однако в большинстве своем изучение культуры титульного этноса игнорируется представителями других проживающих в республике народов.
Обратный поток информации от русского и других этносов к титульному рассматривается гораздо реже.
А там, где все-таки есть попытки разрешения этой проблемы, количество и качество такого изучения явно недостаточно.
Как всякая система, этнокультурная и мультикультурная школы должны иметь методологическую основу.

Наши эмпирические исследования позволяют выделить следующие условия эффективности реализации
этнопедагогического материала в мультикультурном образовании как в этнокультурных, так и в мультикультурных учебных заведениях.
Первое
обеспечение качества всех элементов образовательного процесса, имеющих какое-либо отношение к этносфере.
Недостаточно заявить набор предметов и воспитательных мероприятий, отражающих культуру того или иного народа, если они не вполне основательно подготовлены.
По нашему глубокому убеждению, если есть возможность провести один спецкурс, одно мероприятие по теме, то лучше ограничиться им, а не гнаться за количеством, так как низкий уровень преподавания может создать негативное отношение к национальному образованию в целом.
Второе достижение максимальной открытости образовательного этнокультурного пространства.
Оно должно строиться как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении.
Третье обеспечение баланса между опасностью превращения национальной школы в разновидность учебных заведений различных конфессий (семинарии, медресе, хурула и т.д.), с одной стороны, и, с другой, —выхолащивание духовно-религиозного начала.
Четвертое необходимо строго обеспечивать объективный историзм.
185

[стр.,197]

разных народов веками жили вместе, общались и сотрудничали друг с другом.
Приезжавший в Астрахань в 1797 г.
известный польский писатель и путешественник Ян Потоцкий отмечал, что самое сильное впечатление здесь произвела существующая между народами «терпимость, которую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь месте земного шара» [258, с.
182].
Однако время ставит новые, более сложные задачи.
Переживаемый Россией смутный период истории, или, как его называют, переходный период, накладывает свой отпечаток на развитие национальных культур, выявляя как негативные, так и позитивные стороны духовной жизни.
Многообразие культурных, в том числе и в сфере
образования, проявлений способствует развитию взаимного интереса, толерантности отношений, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе.
Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся
на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая с традиционными нормами каждой культуры (Ю.В.
Арутюнян, Л.М.
Дробижева,
A.A.
Сусоколов) [21].
К первой группе факторов относится и пропаганда образцов поведения с представителями других национальностей.
Например, средством формирования общественного межнационального сознания может служить
мусирование отдельных фактов войны в Чечне, в результате чего дети начинают играть в «чеченцев» и «наших».
Причем мы наблюдали, как дети, играя в
эту игру, говорят: «Падай, ты ж чеченец, ты должен умереть».
Мы не собираемся в нашей работе анализировать причины и механизмы, побудившие начать эту страшную войну, но мы точно уверены, что такие факты, если их не нейтрализовать, будут отрицательно влиять на становление межнационального общения не только в настоящем, но и в будущем.
Ко второй группе факторов относятся те элементы культуры, которые
как бы оберегают их, т.е.
препятствуют проникновению чуждых элементов.
Наиболее сильно эти факторы развиты в закрытых обществах.
Например, у старообрядцев, цыган.
Последние вообще крайне неохотно идут на контакт.
197

[Back]