Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 97]

• отношения с другими народами: дружба, позиция невмешательства и т.д.; • народная медицина: здоровье, физическое воспитание; • этноэтикет; • табу: система всевозможных запретов; • народные традиции, обряды, ритуалы; • ценностные ориентации.
Если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых, можно охватить большее количество культур, что весьма важно именно в мультикультурном обществе.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни.
Индивид является не только объектом воздействия общественных отношений, но и субъектом, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности.
Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения.
Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

Третье включение в воспитательный процесс педагогического потенциала семьи.
Известно, что первые знания о принадлежности к той или иной национальности ребенок получает в семье.
Это обусловлено тем, что каждое новое поколение воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в определенной национальной среде; поэтому в каждом человеке есть нечто национальное, своеобразное.
Родители выступают как носители своеобразного исторического опыта, который, осознанно или не осознанно, они передают новому поколению, тем самым формируя его знания о национальном своеобразии своего народа и отношение к нему.
Таким образом, формируются оп
[стр. 193]

• народная медицина: здоровье, физическое воспитание; • этноэтикет; • табу: система всевозможных запретов; • народные традиции, обряды, ритуалы; • ценностные ориентации.
Если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых, можно охватить большее количество культур, что весьма важно именно в мультикультурном обществе.

При использовании этой модели в регионах необходимо иметь в виду социально-экономические и культурно-конфессиональные условия, сложившиеся в различных частях России, их сходства и различия, принимая во внимание реальные потребности и возможности каждого отдельного народа или этнической группы.
В работе Дж.
Бурже выдвигаются следующие постулаты для внедрения мультикультурного образования [377, с.
3-4]: • мультикультурное образование должно быть холистическим и включать все стороны жизни общества на различных уровнях; • мультикультурное образование должно быть активизирующим, а не нацеленным на кризисы.
Последнее предполагает нахождение творческих путей для предотвращения потенциальных конфликтов; • мультикультурное образование должно быть превентивным и корректирующим, а не просто диагностическим.
Сюда включаются: анализ потребности тех, кто испытывает культурный стресс или конфликт.
Корректирующие действия связаны с образовательным воздействием на тех людей, которым нужны базовые умения для разрешения уже сложившихся конфликтных ситуаций; • мультикультурное образование должно быть продолжающимся и прогрессивным.
Общество не будет развиваться, если у него не будет потребности в дополнительном образовании (дополнительная информация и развитие).
193

[стр.,212]

становления личности и в какой-то мере в течение всей жизни.
Этот процесс идет под воздействием множества фактов, и решающим среди них является образование.
Именно оно является главным общественным институтом, созданным для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счете, индивидуальное и коллективное поведение людей.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой,семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни.
Индивид является не только объектом воздействия общественных отношений, но и субъектом, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности.
Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения.
Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

Возникает вопрос: насколько нова проблема толерантности, появившаяся по некоторым источникам, прежде всего, как проблема веротерпимости в XIX веке? Исследуя его, мы пришли к выводу, что о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности люди догадывались с глубокой древности.
Ведь набор ценностей того или иного народа, как утверждают этнопедагоги, этносоциологи и этнопсихологи, примерно одинаков.
Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и русскому, и многим другим.
Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.
Интересно этот вопрос проследить на примере пословиц и поговорок: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская), «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (английская), «В какой народ при212

[стр.,247]

коллективе содержит в себе ряд особенностей: • трудности психологической совместимости того или иного этноса; • выявление психологических характеристик и особенностей личности с учетом этнических особенностей; • накопление опыта преодоления стрессовых ситуаций в полинациональной среде; • проявление эмоциональной зрелости.
Перечисленные особенности могут повлечь за собой возникновение трудностей в изучении этнопедагогической среды.
Так, например, изучая этнопедагогическую среду Астраханской области, мы столкнулись с негативным явлением, сущность которого заключается в следующем: в связи с резкими изменениями в демографической обстановке в области (увеличения числа беженцев из Чечни, Дагестана, Таджикистана и др.
республик).
За довольно короткий период времени в регионе, в котором на протяжении всей его истории практически не было конфликтов на национальной основе, круто изменилось отношение большинства населения к представителям иных национальностей (прежде всего, это чеченцы, таджики и др.).
Особенно остро это чувствовалось при изучении этнических особенностей семьи.
Известно, что первые знания о принадлежности к той или иной национальности ребенок получает в семье.
Это обусловлено тем, что каждое новое поколение воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в определенной национальной среде; поэтому в каждом человеке есть нечто национальное, своеобразное.
Родители выступают как носители своеобразного исторического опыта, который осознанно или неосознанно они передают новому поколению, тем самым формируя его знания о национальном своеобразии своего народа и отношение к нему.
Таким образом, формируются определенные
черты характера ребенка, которые необходимо учитывать в педагогической деятельности.
Изучение этого вопроса проводилось по следующим направлениям: • владение родным языком членами семьи; 247

[Back]