Проверяемый текст
Палаткина, Галина Владимировна; Этнопедагогические факторы мультикультурного образования (Диссертация 2003)
[стр. 99]

Четвертое формирование этнотолерантных установок и культуры межэтнического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
На практике педагогам постоянно приходится сталкиваться с отсутствием положительной мотивации к восприятию инонациональной среды или установкой на неприятие культуры других народов.
Сочетание личностно и общественно значимых потребностей, интересов и мотивов возможно лишь при условии переориентирования внутренней позиции учащегося.
Этот период может произойти только в процессе воспитательной деятельности.

Общение в мультикультуриой среде это социально-психологическое явление, вмещающее в себя богатое многообразие духовных и материальных форм сосуществования и взаимодействия людей в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее определённое отношение личностей к этому многообразию.
Толерантность это готовность принять и взаимодействовать с другими такими, какие они есть
(Г.В.
Палаткина).
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, на политическом уровне как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма.
Как установка толерантность
должна носить характер добровольного, индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.
Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон через убеждение, дискуссию и завоевание на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большего числа сторонников.
Толерантные установка и действие могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности, но в разных ситуациях.
Специфика толерантности заключается в том, что она исхо
[стр. 202]

Мы считаем, что процесс формирования культуры межнационального взаимодействия должен состоять из следующих взаимосвязанных элементов.
Во-первых, культура межнационального взаимодействия должна рассматриваться как интегральная характеристика, освещающая три основных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления педагогической деятельности: • познавательное (рациональное, интеллектуальное) обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений; • эмоциональное (эмоционально-психологическое) развитие эмоционально-психологических характеристик; • поведенческое (волевое, деятельное) формирование сознательного, активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Во-вторых, понятие «культура межнационального взаимодействия» входит в более широкое понятие «мировоззренческая культура», образуя различные связи с его компонентами.
Исходя из этого, системное представление культуры межнационального общения обуславливает подход к.
конструированию воспитательного процесса, способного разрушить стереотипы восприятия.
В-третьих, очевидно, что формирование культуры межнационального взаимодействия учащихся невозможно без того, чтобы сам процесс не превратился в личную цель самого ученика.
На практике педагогам постоянно приходится сталкиваться с отсутствием положительной мотивации к восприятию инонациональной среды или установкой на неприятие культуры других народов.
Сочетание личностно и общественно значимых потребностей, интересов и мотивов возможно лишь при условии переориентирования внутренней позиции учащегося.
Этот период может произойти только в процессе воспитательной деятельности.

В-четвертых, воспитательная работа должна реализовывать следующие функции: • изучение учащихся, их индивидуальных особенностей путем наблюдений за характером складывающихся взаимодействий, за проявлением ими пози202

[стр.,209]

секутся» вот главный принцип подобного подхода.
Очень точно это определяет русская поговорка: «Моя хата с краю»; • снисхождение к другим, обычно к менее численным социальным образованьям.
Например, появление анекдотов про различные этносы; • расширение собственного опыта и критерий диалога.
Попытка узнать большее, чтобы избежать недоразумений в общении.
«В чей обоз сел, те песни и пой», говорят абхазцы.
Для более точного определения этого понятия необходимо развести такие категории, как терпение и терпеливость.
Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия.
Терпимость это свойство открытости и свободного мышления.
Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу [109].
A.A.
Реан выделяет два вида терпимости: • сенсуальная терпимость, связанная с классической (психофизиологической) толерантностью, т.е.
с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды; • диспозиционная действительность, связанная с формированием определенных установок личности, системы ее отношений к действительности, ориентирующую на готовность к определенной реакции личности на среду [50].
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что толерантность это готовность принять и взаимодействовать с другими такими, какие они есть.
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, на политическом уровне как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма.
Как установка толерантность
209

[стр.,210]

должна носить характер добровольного, индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.
Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон через убеждение, дискуссию и завоевание на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большего числа сторонников.
Толерантные установка и действие могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности, но в разных ситуациях.
Специфика толерантности заключается в том, что она исходит
из внутреннего побуждения человека, сформировавшегося на его моральном чувстве ответственности за мирное событие в этнической сфере.
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей.
При этом, отмечает Ю.М.
Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений [251, с.
281].
То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога.
Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: следует относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Очевидно, что человек с нормальной психикой будет относиться к себе и положительно, и требовательно.
Но следует помнить, что толерантность как позитивное явление существует пока не нарушается мера, что может привести к так называемой «преступной, толерантности» (В.В.
Путин), пассивности, и выступать как оправдание многих негативных явлений общественной жизни.
210

[Back]