Принцип природосообразности воспитания основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Туристскокраеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. В процессе походов, изучения родного края учащиеся видят как положительные, так и отрицательные результаты воздействия человека на окружающую природу, принимают посильное участие в экологической деятельности. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Участие в походах, экскурсиях, путешествиях позволяет расширить кругозор учащихся, познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное соприкосновение с местным населением, его обычаями, знакомство с бытом, историей, культурными особенностями позволяют решать вопросы интернационального воспитания подростков. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Этому способствует само туристское объединение детей, туристская группа, внутри которой решаются многие вопросы социального взаимодействия. Труд юных туристов, как в период подготовки, так и в самом 227 |
81 собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях [133]. Он наглядно реализуется в туристско-краеведческой деятельности, в основе которой лежит принцип социального равенства, демократизация отношений «учитель-ученик». Педагог, становясь руководителем похода, так же, как и подростки, несет рюкзак, спит в палатке, готовит пищу и т.д. Для большинства ребят открываются возможности принципиально новых отношений с педагогом, что способствует преодолению у педагога и ребенка привычных стереотипов осознания системы «воспитатель воспитуемый». Будет ли детский туристский коллектив боевым, сплоченным, способным преодолеть все походные трудности и достичь поставленной цели это зависит, в первую очередь, от педагогического мастерства руководителя. Туристской группой надо руководить, но не командовать. Руководить значит помогать ребятам в принятии решений, учить их, быть наставником, советчиком, контролером, но не переходить ту грань, которая разрушает самостоятельность ребят, снижает их ответственность за выполнение порученного дела. Позицию руководителя в этом вопросе можно выразить такой формулировкой: «Я с вами, ребята, в поход пойду, но при условии, если вы его хорошо подготовите и будете все делать сами». Принципиальная позиция воспитателя ничего не делать за ребят, помня, что именно в собственноручном труде они смогут закалить характер, приобрести навыки в работе. Принцип природосообразности воспитания основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения [203]. Туристско-краеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. В процессе походов, изучения родного края учащиеся видят как положительные, так и отрицательные результаты 82 воздействия человека на окружающую природу, принимают посильное участие в экологической деятельности. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям [134]. Участие в походах, экскурсиях, путешествиях позволяет расширить кругозор учащихся, познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное соприкосновение с местным населением, его обычаями, знакомство с бытом, историей, культурными особенностями позволяют решать вопросы интернационального воспитания подростков. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Этому способствует само туристское объединение детей, туристская группа, внутри которой решаются многие вопросы социального взаимодействия [329]. Труд юных туристов, как в период подготовки, так и в самом походе вот основа воспитательной работы. Ценно то, что по видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству значителен. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую |