Проверяемый текст
Константинов, Юрий Сергеевич. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования (Диссертация 2003)
[стр. 237]

знакомство с памятниками природы, истории и культуры способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств, патриотизма Туристско-краеведческая деятельность способствует формированию нравственного сознания юных туристов, для чего< используются следующие методы и приемы убеждения: информационный, дискуссионный, поисковый и взаимного просвещения.
Информационный метод как форма нравственного просвещения.
Беседы на этические темы в информационном методе занимают важное
место, поэтому желательно проводить их для формирования нравственных представлений и понятий.
Помимо различных сообщений установочного
туристов ,ения в походе и на экскурсии и др.) моральное развивается беседами об общественном долге, чести, об отношении к природе и др.
Для усиления эффективности бесед их
I связывают с конкретными делами, местами прошлых и настоящих < событии.
Демократичная обстановка при подведении итогов дня у костра, когда каждый может откровенно высказать свое мнение, способствует
проведение бесед в вопросно-ответной форме, что активизирует аудиторию и дает возможность учащимся самостоятельно прийти к необходимым выводам, содействует их нравственному созреванию.
Поисковый метод формирования нравственных убеждений возможен в двух формах: выполнение отдельных
задании участниками похода по истории,✓ экологии, географии, ведение записей в групповом дневнике и др.
Сбор материалов при этом происходит непосредственно в походе.

Массовое вовлечение всей группы юных туристов в самостоятельное добывание идейно-нравственной информации.
Это может быть ознакомление с историческими событиями в тех местах, по которым планируется маршрут похода и др.
Так, походы по местам боев дают неоценимый материал для
идеино-нравственного воспитания, 237
[стр. 90]

90 Результаты выполнения заданий обсуждаются на собраниях группы, где отмечаются добросовестные и инициативные ребята, порицаются нерадивые.
Оценка дается самими ребятами при участии руководителя.
Учащиеся вовлекаются в решение даже сугубо взрослых дел.
Опытные педагоги к составлению сметы похода привлекают актив группы: командира, казначея и завхоза по питанию.
Ученики наравне с руководителем принимают решения по вопросу питания в походе, о расходах на хозяйственные и культурные нужды, решают, где взять дополнительные средства.
Иногда группы заключают договор с организацией или предприятием о выполнении общей работы с целью заработать деньги на проезд или другие походные цели.
Во всех делах руководитель советуется, обсуждает вопросы походной жизни с активом или всей группой.
Дети приобщаются к решению практических, жизненно важных для них вопросов.
В походе совет собирается ежедневно для решения текущих технических, хозяйственных вопросов, подведения итогов дня, утверждения плана на предстоящий день, заслушивает отчеты завхоза по питанию об обеспечении группы продуктами, отчет казначея о состоянии денежных средств.
На совет выносятся и вопросы педагогического плана: моральное состояние группы и отдельных туристов, положительные и отрицательные моменты в поведении участников похода.
Выполнение краеведческих заданий на маршруте, постоянное нахождение в природной среде, общение с местным населением, знакомство с памятниками природы, истории и культуры способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств, патриотизма.
Туристско-краеведческая деятельность способствует формированию нравственного сознания юных туристов, для чего используются следующие методы и приемы убеждения: информационный, дискуссионный, поисковый и взаимного просвещения
[67, 173].
Информационный метод как форма нравственного просвещения.
Беседы на этические темы в информационном методе занимают важное


[стр.,91]

91 место, поэтому желательно проводить их для формирования нравственных представлений и понятий.
Помимо различных сообщений установочного
характера (правила поведения в походе и на экскурсии и др.) моральное сознание юных туристов развивается беседами об общественном долге, чести, об отношении к природе и др.
Для усиления эффективности бесед их
тематику связывают с конкретными делами, местами прошлых и настоящих событий.
Демократичная обстановка при подведении итогов дня у костра, когда каждый может откровенно высказать свое мнение, способствует
проведению бесед в вопросно-ответной форме, что активизирует аудиторию и дает возможность учащимся самостоятельно прийти к необходимым выводам, содействует их нравственному созреванию [59, 62].
Поисковый метод формирования нравственных убеждений возможен в двух формах: Выполнение отдельных
заданий участниками похода по истории, экологии, географии, ведение записей в групповом дневнике и др.
Сбор материалов при этом происходит непосредственно в походе
[305].
Массовое вовлечение всей группы юных туристов в самостоятельное добывание идейно-нравственной информации.
Это может быть ознакомление с историческими событиями в тех местах, по которым планируется маршрут похода и др.
Так, походы по местам боев дают неоценимый материал для
идейно-нравственного воспитания, способствуют воспитанию гражданственности, мужества, патриотизма [103,111].
Дискуссионный метод убеждения рассчитан на широкий свободный обмен мнениями юных туристов на темы морали с целью развития правильных нравственных представлений, их утверждения и создания предпосылок для самостоятельной работы над устранением имеющихся неверных моральных установок.
В практике проведения туристских походов диспуты на темы морали, как правило, проводятся у походного костра вечером.
Предметом дискуссии обычно служат взаимоотношения внутри коллектива, ошибочные поступки

[Back]