Проверяемый текст
Константинов, Юрий Сергеевич. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности учащихся в системе дополнительного образования (Диссертация 2003)
[стр. 238]

способствуют воспитанию гражданственности, мужества, патриотизма.
Дискуссионный метод убеждения рассчитан на широкий свободный обмен мнениями юных туристов на темы морали с целью развития правильных нравственных
представлении, их утверждения и создания предпосылок для самостоятельной работы над устранением имеющихся неверных моральных установок.
В практике проведения туристских походов диспуты на темы морали, как правило, проводятся у походного костра вечером.
Предметом дискуссии обычно служат взаимоотношения внутри коллектива, ошибочные поступки
отдельных туристов, случаи недисциплинированности, проявления эгоистических тенденции и др.
Метод взаимного просвещения заключается в активизации интеллектуальной и социальной деятельности юных туристов и изменении ролевой позиции.
Из слушателей они превращаются в носителей моральных идей и нравственных поступков среди своих товарищей.
В процессе туристского
похода возможно проведение бесед на этические 4 темы не только руководителем, но и самими учащимися.
Доклады, беседы, как правило, иллюстрируются примерами из жизни туристской группы.
Большую помощь в воспитании и сплочении группы, в осмыслении ребятами увиденного и сделанного, оказывают вечерние неформальные собрания у костра.
Такие беседы во многих группах проводятся каждый
ечер.
Здесь под началом руководителя командир и другие ответственные подводят итог дня, высказывают свои замечания о действиях проводников, краеведов, поваров и других дежурных, о поведении отдельных ребят (и плохом, и достойном подражания), ставятся задачи на следующий день.
В создании теплой дружеской атмосферы в коллективе важную роль играют личные беседы руководителя с подростком с глазу на глаз.
Некоторые дети в походе тоскуют по дому, по семье.
Оторванность от родных, отсутствие близкого друга, трудности походной жизни не всеми
238
[стр. 91]

91 место, поэтому желательно проводить их для формирования нравственных представлений и понятий.
Помимо различных сообщений установочного характера (правила поведения в походе и на экскурсии и др.) моральное сознание юных туристов развивается беседами об общественном долге, чести, об отношении к природе и др.
Для усиления эффективности бесед их тематику связывают с конкретными делами, местами прошлых и настоящих событий.
Демократичная обстановка при подведении итогов дня у костра, когда каждый может откровенно высказать свое мнение, способствует проведению бесед в вопросно-ответной форме, что активизирует аудиторию и дает возможность учащимся самостоятельно прийти к необходимым выводам, содействует их нравственному созреванию [59, 62].
Поисковый метод формирования нравственных убеждений возможен в двух формах: Выполнение отдельных заданий участниками похода по истории, экологии, географии, ведение записей в групповом дневнике и др.
Сбор материалов при этом происходит непосредственно в походе [305].
Массовое вовлечение всей группы юных туристов в самостоятельное добывание идейно-нравственной информации.
Это может быть ознакомление с историческими событиями в тех местах, по которым планируется маршрут похода и др.
Так, походы по местам боев дают неоценимый материал для идейно-нравственного воспитания, способствуют воспитанию гражданственности, мужества, патриотизма [103,111].
Дискуссионный метод убеждения рассчитан на широкий свободный обмен мнениями юных туристов на темы морали с целью развития правильных нравственных
представлений, их утверждения и создания предпосылок для самостоятельной работы над устранением имеющихся неверных моральных установок.
В практике проведения туристских походов диспуты на темы морали, как правило, проводятся у походного костра вечером.
Предметом дискуссии обычно служат взаимоотношения внутри коллектива, ошибочные поступки


[стр.,92]

92 отдельных туристов, случаи недисциплинированности, проявления эгоистических тенденций и др.
Метод взаимного просвещения заключается в активизации интеллектуальной и социальной деятельности юных туристов и изменении ролевой позиции.
Из слушателей они превращаются в носителей моральных идей и нравственных поступков среди своих товарищей.
В процессе туристского
походы возможно проведение бесед на этические темы не только руководителем, но и самими учащимися.
Доклады, беседы, как правило, иллюстрируются примерами из жизни туристской группы.
Большую помощь в воспитании и сплочении группы, в осмыслении ребятами увиденного и сделанного оказывают вечерние неформальные собрания у костра.
Такие беседы во многих группах проводятся каждый
вечер.
Здесь под началом руководителя командир и другие ответственные подводят итог дня, высказывают свои замечания о действиях проводников, краеведов, поваров и других дежурных, о поведении отдельных ребят (и плохом, и достойном подражания), ставятся задачи на следующий день.
В создании теплой дружеской атмосферы в коллективе важную роль играют личные беседы руководителя с подростком с глазу на глаз.
Некоторые дети в походе тоскуют по дому, по семье.
Оторванность от родных, отсутствие близкого друга, трудности походной жизни не всеми
переносятся безболезненно.
Руководитель должен постараться хоть в некоторой мере восполнить таким детям родительскую ласку, дружескую заботу.
Темой таких бесед может быть что угодно, но, переходя с темы на тему, надо нащупать ту, которая волнует ребенка, согревает его душу, вселяет оптимизм.
Вести такие беседы, добиваясь откровенности ученика, может только опытный, уважаемый педагог.
Успех работы воспитателя в первую очередь зависит от его авторитета, его человеческих качеств.
Руководитель должен быть хорошим психологом, наблюдательным к взаимоотношениям ребят, должен уметь вовремя замечать

[Back]