имиджем личностного успеха», следование за элитарными, групповыми ценностями и стереотипами, что ведет к своего рода рекреационному конформизму. Тенденции манипуляции рекреационным поведением и формирование рекреационного конформизма вызвали в последние десятилетия во всем мире как бы ответную реакцию активный выход на арену социокультурных, гуманистических концепций, основу которых составляют представления о самоценности личности и ее самоответственности. Их объединяет также то, что деятельность в свободное время рассматривается как часть жизни, особенно высоко ценимая за более свободный выбор и возможности реализации целей, направлений и форм занятий и поведения, которыми и обусловливается состояние наиболее полного физического, духовного и социального благополучия. Нельзя не отмстить в формировании этих концепций активного обращения современной философии гуманистическим установкам, влияния экзистенциализма. Отсюда движение за свободу и активность выбора форм и направлений досуга. Блок этих концепций тесно связан с изучением широчайшего круга к м личностных ценностей, выступающих связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, с изучением связей человека со средой. Это особенно отчетливо проявляется в концепциях: ролевых, например, концепции игры, праздника (А. Баранов, 1990), преодоления отчуждения (Э. Фромм, 1990). Наиболее успешно разработаны рекреалогией концепция рекреационной деятельности и антропоэкологическая концепция, в которых в наибольшей мере аккумулированы медико-биологические, социологические, социокультурные и гуманистические представления. Раскроем сущность и содержание понятия «деятельность». Напомним, что классическое социологическое определение деятельности связывает субъекта с потребностью изменения состояния среды. «Деятельность это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру. 285 |
ваний рациональных затрат, охраны, восстановления и развития главной производительной силы живых сил человека. Иными словами, целесообразно поставить целью превращения в рекреационное время всего массива нерабочего времени. Концептуальные подходы рекреалогии многообразны. Многие из них циркулируют даже на бытовом уровне. Например, В. А. Квартальнов (1990) р называет в их числе, например, «погоню за имиджем личностного успеха», следование за элитарными, групповыми ценностями и стереотипами, что ведет к своего рода рекреационному конформизму. Тенденции манипуляции рекреационным поведением и формирование рекреационного конформизма вызвали в последние десятилетия во всем мире как бы ответную реакцию активный выход на арену социокультурных, гуманистических концепций, основу которых составляют представления о самоценности личности и ее самоответственности. Их объединяет также то, что деятельность в свободное время рассматривается как часть жизни, особенно высоко ценимая за более свободный выбор и возможности реализации целей, направлений и форм занятий и поведения, которыми и обусловливается состояние наиболее полного физического, духовного и социального благополучия. В России особенно сильным на эти подходы оказалось влияние мировоззрения Ф. М. Достоевского и русского экзистенциализма (Н. А. Бердяев, JI. И. Шестов, С. Н. Булгаков и др.). Поэтому для русской школы туризма всегда было характерно движение за свободу и активность выбора форм и направлений досуга. Разнообразие этих подходов определяется многообразием круга личностных ценностей, выступающих связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности. Для примера сошлемся на ролевой концептуальный подход, в котором туризм рассматривается как игра, праздник (А. Баранов, 1990), концептуальный подход к туризму как способу преодоления отчуждения (Э. Фромм, 1990). ции людей. Изучайте, наконец, условия рекреационной деятельности флору, фауну, эквивалентно-эффективные температуры, число дней солнечного сияния, свойства грязей и минеральной воды. Но сама рекреация не есть поле исследовательской деятельности физической географии. Подобные высказывания составили Владимиру Сергеевичу славу непримиримого борца с физико-географическим лобби в рекреационной гео? графии. Надо сказать, неполную славу. Потому что точно так же он боролся с экономико-географическим, социологическим, психологическим, экономическим, проектным лобби. Им он также отказывал в праве формулировать и изучать целевые установки и функции рекреации. Владимир Сергеевич Преображенский был одним из первых ученых в России (пожалуй, одновременно с Львом Николаевичем Гумилевым, который в эти же годы разрабатывал теорию этносов), кто не только осознал необходимость системного подхода при анализе сложных процессов, но и реализовал его. Принцип Преображенского в исследовании рекреации основан на принципе целостности общей теории систем, согласно которому отличительным качеством системы является тот факт, что в системе возникает новое свойство, которым не обладает ни одна из образующих ее подсистем. Владимир Сергеевич не только следовал данному принципу, но и определил его аналог применительно к исследованию сложных антропоэкологических систем. Надо сказать, что термин «деятельность» в то время был уже занят другими науками: социологией и психологией. Напомним, что классическое социологическое определение деятельности связывает субъекта с потребностью изменения состояния среды. «Деятельность —это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру. Содержание деятельности человека определяется целесообразностью изменения в интересах людей условий существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» (Оси |