Проверяемый текст
Климова Юлия Николаевна. Преступность и массовая коммуникация в период предвыборной агитации (Диссертация 2003)
[стр. 119]

распространенным противоправным поведением преступника (политического деятеля, его сторонников, коммуникатора) в указанной модели является распространение компромата на кандидатов -«жертв» противоправного поведения.
Противоправные действия преступника (кандидата, его штаба, коммуникатора) выражаю гея в распространении с использованием СМК заведомо не соответствующей действительности предвыборной информации, формирующий отрицательный образ политического противника, или политической рекламы, использующей психологические приемы внушения, направленные на избирателя (жертву) с целью повлиять на его выбор.
Ситуация по защите избирателя от подобных преступных посягательств осложняется отсутствием
санкций за злоупотребление свободой массовой информации.
Общественная опасность такого рода деяний в период предвыборной агитации (строго ограниченный временными рамками) заключается в том, что на основании полученной информации избиратели делают свой выбор, от которого зависит будущее граждан РФ на несколько лет вперед.
Поэтому вред фактически причиняется не только оскорбленным, оклеветанным политическим деятелям, но и электорат)' в целом, поскольку предназначение СМК состоит в передаче
информации неограниченному кругу избирателей.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос об избирателе участнике информационнокоммуникационных отношений как жертве преступного посягательства, намеренно вводимой в заблуждение недостоверной информацией, распространяемой субъектами злоупотребляющими свободой массовой информации.
Рассмотрим
два организационно-политических метода, направленных на борьбу с противоправными деяниями со стороны потенциального преступника и его окружения.
К таким методам, призванным повышать эффективность борьбы с преступностью в рассматриваемой сфере правоотношений, а значит, выполнять превентивную функцию, следует отнести:
а) прежде всего, формирование массово-правовой коммуникативной политики в период проведения предвыборной агитации Беря за основу определение, предложенное Г.Н.
Горшенковым1, можно охарактеризовать массово-коммуникативную политику как систему управленческих воздействий на закономерности формирования и функционирования массово-правовой коммуникации с конечной целью обеспечения правопорядка на территории избирательного округа на стадии проведения предвыборной агитации, т.е.
в течение агитационного периода.
Основные подходы к формированию коммуникативной политики в период предвыборной агитации вытекают, во-первых, из общей политики
1 Горшенков, Л.Г.
Виктичологичсскин аспект предупредительного воздействия на преступнос ть в сфере массовой информации: Дис.канд.
юрид.
наук: 12.00.08/Л.Г.
Горшенков -Н.Иовогород, 1999.
119
[стр. 34]

34 являющий высокую избирательную активность в избирательной кампании, провоцирующий тем самым применение преступных «грязных технологий» со стороны противника, информированного СМК; а преступником политический противник или определяемый им иной субъект массовой информации.
Пятая модель «стимуляция жертвы» (17% ситуаций) представляет собой виктимизирующее воздействие СМК сообщениями, возбуждающими чувства потенциальной жертвы; жертвой оказывается кандидат, проявивший интерес к содержанию сообщения, повлиявшего на дальнейшее проведение им предвыборной агитации, преступником аналогичный названному выше субъект, то есть политический противник или третье лицо, привлеченное для этих целей.
«У субъекта массовой информации отсутствует виктимизирующая цель.
Стимулирующее воздействие на жертву осуществляется в силу эксцитативного характера информации...».30 Данная модель может найти свое проявление, например, в распространении заведомо не соответствующей действительности предвыборной информации, формирующий отрицательный образ политика, или политической рекламы, использующей психологические приемы внушения, направленные на избирателя.
В рассматриваемой модели информационное воздействие на виктимное, на преступное поведение может иметь различную степень эффективности.
В одном случае, распространение указанной информации может повлиять на выбор избирателей, например, публичное обвинение в совершении экономического преступления в «особо крупных размерах», а в другом не будет восприниматься столь эмоционально в виду того, что данный прием уже используется не первый раз, прочно вошел в предвыборную практику и вызвал «эффект привыкания» у избирателя к «громким» разоблачениям.
В роли преступника в рассматриваемой модели может выступать как сам кандидат и его предвыборный штаб, так и действующий по его заказу журналист или иной представитель СМК, а в роли «жертвы» избиратель, чьи избирательные и информационные права нарушаются.
Ситуация по защите избирателя от подобных преступных посягательств осложняется отсутствием
легальзоСм.
там же.
С.
83.


[стр.,150]

150 лиц, к которым можно отнести избирателей конкретного избирательного округа, родственников и близких кандидата, пострадавшего от преступления в агитационный период (косвенная жертва).
Выделить указанные группы субъектов позволил анализ массовоинформационных моделей виктимизации, рассмотренных в параграфе 1.1 настоящей работы.
При этом наиболее ярко выраженными моделями в период проведения предвыборной агитации являются модели «поражение жертвы» и «стимуляция жертвы».
Как уже было сказано, в избирательных массово-информационных отношениях имеет место модель «поражение жертвы» прямое адресное (личное) преступное посягательство.
Самым распространенным противоправным поведением преступника (политического деятеля, его сторонников, коммуникатора) в указанной модели является распространение компромата на кандидатов «жертв» противоправного поведения.
«Стимуляция жертвы» модель массово-информационной виктимизации, которая представляет собой стимулирующее массово-информационное воздействие на субъективную сторону виктимизации.
Действия преступника (кандидата, его штаба, коммуникатора) выражаются
в распространении с использованием СМК заведомо не соответствующей действительности предвыборной информации, формирующий отрицательный образ политического противника, или политической рекламы, использующей психологические приемы внушения, направленные на избирателя (жертву) с целью повлиять на его выбор.
Ситуация по защите избирателя от подобных преступных посягательств осложняется отсутствием санкций за злоупотребление свободой массовой информации.
Общественная опасность такого рода деяний в период предвыборной агитации (строго ограниченный временными рамками) заключается в том, что на основании полученной информации избиратели делают свой выбор, от которого зависит будущее граждан РФ на несколько лет вперед.
Поэтому вред фактически причиняется не только оскорбленным, оклеветанным политическим деятелям, но и электорату в целом, поскольку предназначение СМК состоит в пе


[стр.,151]

151 редаче информации неограниченному кругу избирателей.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос об избирателе участнике информационнокоммуникационных отношений как жертве преступного посягательства, намеренно вводимой в заблуждение недостоверной информацией, распространяемой субъектами злоупотребляющими свободой массовой информации.
Рассмотрим
комплекс неправовых методов, направленных на борьбу с противоправными деяниями со стороны потенциального преступника и его окружения.
1.
Организационно-управленческие методы.
К таким методам, призванным повышать эффективность борьбы с преступностью в рассматриваемой сфере правоотношений, а значит, выполнять превентивную функцию, следует отнести
следующие: а) прежде всего, формирование массово-правовой коммуникативной политики в период проведения предвыборной агитации.
Беря за основу определение, предложенное Г.Н.
Горшенковым147, можно охарактеризовать массовокоммуникативную политику как систему управленческих воздействий на закономерности формирования и функционирования массово-правовой коммуникации с конечной целью обеспечения правопорядка на территории избирательного округа на стадии проведения предвыборной агитации, т.е.
в течение агитационного периода.
Основные подходы к формированию коммуникативной политики в период предвыборной агитации вытекают, во-первых, из общей политики
государства в сфере так называемой борьбы с преступностью, ее предупреждения; во-вторых, из потребностей избирательного округа в противодействии преступности.
б) координация деятельности представителей судов, правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, ФСБ...), избирательных комиссий и представителей СМК, направленной на борьбу с противоправным поведением участников массово-коммуникационного предвыборного процесса.
Следует согласиться с А.П.
Кузнецовым, что «одним из существенных, главных недостатков в 147 См.
Горшенков, Г.Н.
Указ.
соч.
С.
188.

[Back]