Проверяемый текст
Кулаков Александр Феодосьевич. Политическая преступность (Диссертация 2002)
[стр. 30]

государства, основы конституционного строя и безопасности государства.1 Согласно определению Сухарева приведённому в Большом юридическом словаре, политические преступления это название группы преступлений, так или иначе затрагивающих отношения власти, государственный строй, общественное устройство.2 Исходя из этих определений, можно разделить подходы к политическим преступлением на понимание данного явления в узком и широком смыслах.
В узком смысле понятием «политическое преступление» охватываются все преступления, совершаемые по политическим мотивам.
В широком смысле политические преступления это все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управления.
В настоящее время уже существует классификация политических преступлений на властно-антинародные, антигосударственные, антивсечеловеческие.3 В частности, к антигосударственным преступлениям относится терроризм (ст.205 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.
27В УК РФ), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст.280 УК РФ), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.
282 УК РФ).
Перечень антивсечеловеческих политических преступлений содержится в главе 33 УК РФ (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; геноцид, экоцид, наёмничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).
В целях уяснения понимания политической преступности можно говорить о трех методологических подходах к понятию «политическое преступление»: уголовноправовом, мотивационном и оценочном.
Уголовно-правовой подход.
Как уже упоминалось, в УК РФ нет понятия политических преступлений.
С уголовно-правовой точки зрения к политическим преступлениям по УК РФ безоговорочно можно отнести лишь некоторые насильственные преступления против основ конституционного строя: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст.
277); насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно 1 Устинов В.С.
Понятие и криминологическая характеристика ор1-анизованной преступности: Лскиия.
Н.
Новгород.
2003.
С.
14.
2 Сухарев А.
Большой юридический словарь, М.
2005 г.
3 Кулаков Л.
Ф.
Понятие и основы классификации политической преступности в отечественной политической криминологии//Следователь.
2002.
„4912.
С.
42-47.
[стр. 51]

объективную противоречивость.
Вместе с тем, это не означает исчезновение антиномичности реальных общественных отношений, которые они отражают.
К ним относятся политические преступления, обозначаемые с помощью следующих уголовно-правовых категорий: «шпионаж», «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «насильственный захват власти или насильственное удержание власти», «вооруженный мятеж», «публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации» и другие.
Явное языковое выражение несовместимости субъектно-объектных отношений в названиях вышеперечисленных составов преступлений нс просматривается, но она не отсутствует вообще, ибо определяется в содержании соответствующих юридических норм.
К примеру, ст.
277 УК РФ указывает: «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт), — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы».
Здесь социально конфликтная противоположность действий субъектов определена сущностью данного законоположения.
Слово «посягательство» в сжатой форме выражает отрицательный смысл, так как оно определяет негативные деяния, характеризуемые попыткой причинить вред, ущерб, кому или чему-нибудь1.
Автору могут возразить: конфликтная противоположность социальных деяний определена содержанием юридической нормы, говорящей о специфике измены как особого проявления политической преступности.
Да, это действительно так.
Как мы подчеркивали ранее, все становилось бы на свои собственные места, если бы слово «государственная» отсутствовало и нс стояло впереди термина «измена».
Указанная словесная связка искажает действи1 См.: Ожегов С.И.
Указ.
соч.
С.
561.


[стр.,105]

усиливается, что предполагает наличие соучастия.
А.Н.
Трайшш в свое время писал: «Преступления против человечества складываются не из эпизодического действия (удар ножом, поджог и т.п.), а из системы действий, из определенного рода «деятельности» (подготовка агрессии, политика террора, преследование мирных граждан и т.д.).
Такого рода «деятельность» по природе своей и по своим масштабам требует согласованной работы значительного числа лиц»1.
Конечно, переход мотивов в соответствующие целеполагающие дейст• вия с соучастием, возможен не во всех политических преступлениях.
Некоторые из них по-прежнему способны стать действительным антиобщественным явлением в условиях наличия индивидуальных побуждений и соответствующих замыслов.
К ним относятся: государственная измена (ст.
275 УК РФ); шпионаж (ст.
276 УК РФ); диверсия (ст.
281 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст.
285 УК РФ) и некоторые другие.
В данном слу• чае юридическая ответственность строго индивидуализируется, так что не происходит своеобразного «растворения» вины одного человека в негативных поступках иного правонарушителя, как это наблюдается при соучастии.
Словесная формулировка уголовного закона не всегда характеризуется отчетливым выражением органической сопряженности мотива и цели преступления.
Более того, некоторые положения уголовного закона выражены таким образом, что слова «по мотивам», «в целях» просто отсутствуют.
» Именно так составлены ст.
275 УК РФ (государственная измена), ст.
276 (шпионаж), ст.
278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти).
Другие статьи УК РФ слово «в целях» включают в свое содержание.
К ним относятся: сг.
277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.
279 УК РФ (вооруженный мятеж), ст.
281 УК РФ (диверсия) и некоторые другие.
В ряде положений уголовного 1 Трайпин А.Н.
Защита мира и уголовный закон.
М., 1969.
С.
316.
105

[Back]